Она расположена в паре километров от озера Байкал на правом берегу реки Анга и в восьми километрах от поселка Еланцы. Она представляет собой возвышающийся над долиной купол сорокаметрового кургана, сложенного из больших гранитных плит. Его очертания настолько правильной формы, что кажется, будто он создан людьми. В ходе проведенных геологических исследований не была установлена причастность людей в сооружении кургана.
Гора Ёрд издавна оказывала сильное влияние на жизнь местного населения. Раз в год сюда сходилось множество людей-паломников со всего Прибайкалья. Во время этого праздника сотни и тысячи людей становились в хоровод для проведения обрядового танца вокруг горы. За один танец могло набираться до тысячи танцующих. Главным условием танца была возможность всех танцующих людей взяться за руки и образовать вокруг кургана замкнутый круг. Только в этом случае начинался праздник. Если количества людей для охвата кургана не хватало, праздник приобретал статус несостоявшегося. В рассказах местных жителей значится, что иногда приезжих людей было настолько много, что вокруг кургана водили не один, а даже два или три хоровода. На праздник в один год могло приехать две-три тысячи паломников. Но такое бывает не всегда.
При проведении праздника для проведения ритуалов на вершину горы Ёрд поднимаются шаманы. Обычные люди в это время не могут взойти на вершину. По одному из преданий во время проведения праздника один богатый местный житель Далей устилал белыми ягнячьими шкурками весь курган. У него было столько овец, что он не знал им счета. Для того, чтобы узнать о их сохранности, он загонял овец на большой остров: если те заполняли полностью весь остров, то их количество считалось не уменьшимся. Во время проведения Ёрдынских игр богач Далей доставал из своих амбаров белые шкурки ягнят и устилал ими священную гору Ёрд.
Белые шкурки ягнят имеют особое ритуальное значение у бурят-хоринцев. С их помощью местные женщины весной проводили обряд приманивания счастья и богатства («далгаабалга») и получения небесной благодати («хэшэгхурылха»). Для этого во время перелета птиц они выходили на улицу с подойником, на дно которого наливали немного сметаны либо молока, и закрывали его шкуркой белого ягненка. Женщины брызгали молоко птицам навстречу, делали ведром вращательные движения и при этом заклинали: «А хурый, а хурый, а хурый!», то есть «Приди, приди, приди!».
Буряты-Хоринцы считали своей прародительницей белую лебедь, которая на своих крыльях им приносила счастье, богатство и процветание. Гора Ёрд, покрытая белыми шкурками ягнят, тоже, по всей видимости, имела ритуальное значение, как и в обрядах, проводимых женщинами.
Ёрдынские игры – фестиваль коренных байкальских народов – после столетнего перерыва был заново возобновлен в 2000 году. В них участвовали представители всех племен и родов Республики Бурятия, а также Агинского и Усть-Ордынского округов. В настоящее время возле горы Ёрд фестиваль проводится каждые четыре года.