Древние земли Апшеронского полуострова хранят множество тайн и легенд. Надеюсь о всех них еще будут написаны статьи. Но пока я хочу рассказать о наиболее загадочной тайне, той, над разгадкой которой, бьются ученые всего мира уже несколько столетий. Речь идет о древних дорогах идущих в некуда.
Загадка 5000-летней давности
Первым на непонятные, словно от полозьев на снегу, дорожки, обратил внимание Аббас-Кули-ага Бакиханов (1794-1847). Известный ученый-просветитель, писатель, поэт, основоположник азербайджанской историографии и археологии, писал:
…в Бакинском уезде в деревнях Бильгях, Зиря, Биби-Эйбат и других, также и на некоторых островах видны на скалах остатки следов колёс, идущих далеко в море.
Уроженец поселка Амираджан (тогда село Амираджаны), пятирижды орденоносец Российской Империи, друг Грибоедова и Бестужева-Марлинского, ошибался. Это были не следы колес.
Дальнейшее изучение следов, названных «каменными дорогами», показали что они не параллельны и имеют разную глубину. А количество колей может доходить до пяти. Многие из них просто уходили в море.
Уже современные исследователи определили рукотворность дорожек и их возраст – 4-5 000 лет. Глубина некоторых достигает полуметра.
К сожалению, из-за их многочисленности и малого понимания для чего они были созданы, советская наука не относила эти находки к чему-то важному. То же самое продолжается и в теперешнее время. Поэтому, на сегодняшний момент, достаточно хорошо сохранились лишь «дороги» в восьми местах.
Большинство из них направлены в сторону моря, уходя под воду.
Зачем были выточены эти борозды в твердых скальных породах никто не знает. Существует множество версий, но ни одна из них не принята научным сообществом, т.к. не укладывается в современные представления о жизни людей того времени.
Что связывает Апшерон и Мальту?
Точно такие же колеи, как на Апшероне сохранились и на Мальте. Они также условно параллельны, имеют разную глубину, сходятся и расходятся. Там они привлекают туристов, поэтому более ухожены и лучше сохранились.
Несколько серьезных экспедиций было посвящено изучению феномена, но выяснить, кем и для чего были они вырезаны в скалах так и не удалось. Зато ученые доказали, что все «дороги» имеют искусственное происхождение, причем это было именно выдалбливание – на вертикальных стенках остались следы орудий обработки.
Еще один таинственный факт заключается в том, что обрывающиеся на берегу «дороги» это не следствие подъема уровня моря. Водолазы проследили продолжение колей на сотни метров под водой.
Кажется фантастикой, особенно если учесть, что в ближайшие 10 тыс. лет, уровень Средиземного моря сильно не изменялся.
Самые известные колеи, являющиеся доисторическим мегалитическим памятником – Мисрах Гар Ил-Кбир (юго-запад острова Мальта).
Кто вытачивал апшеронские колеи?
Когда мы говорим о Мальте, мы понимаем, что остров был заселен за пару тысячелетий до появления «каменных дорожек», и к моменту их выдалбливания был достаточно густо населен. К тому же на Мальте к этому времени существовала продвинутая цивилизация. Мальтийской столице того времени Мдине – 4000 лет.
На Апшероне люди обитали намного раньше Мальты. Уже 5000 лет назад существовало поселение близ Гала, курганы 5000-летней давности найдены во многих местах (Зиря, Тюркан и т.д.). Но судя по имеющимся у нас знаниям о том периоде времени, самые большие апшеронские городки 3-5 тысячелетней давности, насчитывали пару-тройку кварталов и сотню жителей.
Ни один из них не мог себе позволить такую роскошь, как выдалбливание колеи на десятки, а то и сотни метров. И как это могли осуществлять древние апшеронцы под водой?
Печальное настоящее
По мнению специалистов, апшеронские «каменные дороги» могут оказаться древнее мальтийских. Но к сожалению, серьезных исследований по ним не проводиться до сих пор.
Есть ученые энтузиасты, какие-то программы, но все это не на уровне государства.
А тем временем, древние памятники, которые могли бы привлекать туристов, не имея какого-либо охранного статуса, постепенно уничтожаются.
2 комментария для “Тайна каменных дорог Апшерона”