Чёрную Мадонну почитают во Франции, Италии, Испании, Германии и других странах Европы. И это одна из нерешенных головоломок в Католической Церкви. Всем понятно, что Дева Мария не имеет отношения к чёрной расе. И тем не менее во Франции 272 статуи Чёрной Девы, в Испании – 50, в Италии – 30, в Германии – 19. Близ Парижа, в Шартрском соборе есть «Подземная Богородица» (Notre-Dame-sous-Terre). В Польше Черная Мадонна – один из почитаемых образов. Черная «Матка Боска Ченстоховска.»
Некоторые связывают происхождение Чёрной Мадонны с древними языческими культами. Но в этой версии не всё верно, хотя и есть очень правильные моменты. Например, в Риме на самом деле знали о злодейски убитом Осирисе, его жене Исиде, которая каким-то чудом зачала младенца Гора. Даже в Помпеях, по тем временам провинциальном городе, стоял Храм Исиды. Изображение Исиды – почти что точная копия Девы Марии.
Сходство было не только в Помпеях. Изображения Матери с Младенцем были также у галльских кельтов. Я уже не говорю о древних Богинях Земли. Матери и Младенцу поклонялись повсюду.
Например, у галлов была Бригитта. Занимала далеко не последнее место среди римских богов, и всё же пережила реформы императора Константина. Древние статуи разрушали, но Бригитту трогать не стали. Почему? Неизвестно. А Черная Дева из Лангедока была найдена около источника, бьющего из под земли. Позже, при раскопках, на этом месте нашли термальный источник в мраморе. Римляне знали про этот источник.
Похожая история произошла и в Le Puy-en-Velay. Там был дольмен друидов, от которого осталась только верхняя плита. Её называли «камень от лихорадки». Римляне сделали это место частью храма, и плита продолжала служить в «медицинских целях». Позже, на этом месте было явление Девы Марии, которая указала одной вдове место исцеления.
Вроде бы всё просто, связь времен и всё такое, языческое наследие, и вообще, христиане типа переняли культ Богоматери у более древних. Во-первых. Возможно, что и переняли. Но – откуда? С Востока? У евреев, как и Ветхий Завет? Но у евреев никакого культа Богородицы нет в принципе. У мусульман тоже. Даже изображений нет. И вообще, это одно из принципиальных отличий христианства от иудаизма и других, прежних религий.
Второе. Если Черная Мадонна это забытые или пока ещё неизвестный языческий культ, то почему она чёрная? Египетская Исида не была чёрной. И среди фараонов негров тоже не было. Вообще чёрных не было ни в одном культе, который римляне позаимствовали. К слову сказать, в отличие от современности, негры вообще не были особо популярны у наших предков.
Скульптуры делались из редких сортов тёмного и черного эбенового дерева. А в некоторых случаях конкретно были составными. То есть только лицо и руки были из этого – чёрного материала, а одежды делались из более светлого дерева. Более того, каменные статуи делались из чёрного камня. Во всяком случае в наиболее древних из них использовался чёрный камень. Позже, камни окрашивали в черный цвет.
В Тулузе и сегодня есть традиция: Черной Деве подносят пояс, сплетенный из красной и белой веревок. Тот факт, что в храмах тамплиеров Чёрная Дева стояла на самом почетном месте сомнению не подвергается. Также тот факт, что самые почитаемые изображения Чёрной Девы были привезены ими из крестовых походов, тоже не подвергается сомнению. Она также изображалась на флагах рыцарей, участвующих на турнирах в её честь.
Поэтому, скорее всего, именно тамплиеры и привезли культ Чёрной Мадонны, который распространился по всей Европе. Они принесли его в Италию и Германию. За сто лет (1170 – 1270) появилось около 80 соборов посвященных Чёрной Деве и около 500 церквей было построено в её честь. Многие из них были построены там, где уже существовал культ Черной Мадонны.
На строительстве можно немного притормозить.
Для Черной Девы строили особые храмы. Новые. Потому что началась эпоха готического стиля. Строили разумеется тамплиеры. В 1139 году папа Иннокентий II дал ордену право строить собственные церкви. Где и когда тамплиеры научились строить не известно, но точно можно сказать, что не у евреев в Палестине. Более того, то, что строили тамплиеры, например, в Иерусалиме, восхищало местное население своей новизной.
Вот это из описания Хромовой горы Теодериком в 1174 году:
«С другой стороны от дворца (мечети Аль-Акса) тамплиеры построили новое здание, его высота, ширина и длина, его подвалы и трапезные, лестница и крыша совершенно не согласуются с обычаями этой страны. Действительно, его крыша так высока, что, упомяни я ее высоту, никто из, слушателей мне не поверил бы» (C) (Ковчег Завета)
Всё это было еще до массового строительства готических зданий в Европе. Описанное Теодериком «новое здание» простояло до 1950 года. Потом его снесли арабские «реконструкторы». Крыши и арки, которым удивлялся Теодерик, это отличительная черта готики. Шартрский и другие соборы тоже были построены в этом стиле.
В Шартрском соборе можно посмотреть на Деву Шартра. Этот вариант считается самым древним. Говорят, что это древняя скульптура Исиды, сделанная еще до христианства. Но это всего лишь копия, сделанная по изображению конца XVIII века. Оригинал был разрушен в XV веке и заменен на деревянную скульптуру, которая в 1793 году сгорела при пожаре. Ни один гид не расскажет про причины такой странной истории вокруг этой скульптуры. А ведь это не талибы или инквизиторы, а «прогрессивные революционеры» зачем-то разрушили, а потом и сожгли эту статую.
История двойной смерти и двойного рождения этой «Чёрной Мадонны» совсем не уникальна.
Песнь Песней Соломона, 4-5: Дщери Иерусалимские! Черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, – моего собственного виноградника я не стерегла. Очевидно одно – не о Деве Марии.
Для тех, кто считает, что европейские христиане в XI веке скопировали статуи у негров христиан, хотелось бы спросить: у каких? Возможно европейские христиане заимствовали образ Мадонны у эфиопских братьев. Но как могло христианство перенять у христианства?
Богоматерь одно из главных отличительных черт именно этой религии. Если учесть, что Исида была задолго до них. То сами христиане – и эфиопские, и европейские – одновременно – вполне могли перенять этот образ у кого то, кто был до этого. Если узнать у кого «списали» этот образ христиане, можно объяснить историю возникновения таких историй.