Многие древнеиндийские трактаты, эпосы и легенды повествуют о летательных аппаратах, на которых перемещались индийские боги, полубоги, цари и прославленные полководцы. До сих пор не утихают споры – в действительности ли в Древней Индии существовали самолеты-виманы, или это все фантазии многочисленных авторов?
Виманы в древнеиндийских эпосах
Самые давние упоминания о летающих механизмах встречаются во всем известных эпосах. Но чем древнее источник, тем более размытые описания там приводятся. Так, в самых давних ведических текстах, как и в древнегреческих и других индоевропейских трактатах, боги ездят по небу на солнечных колесницах.
Слово «вимана» впервые встречается в «Ригведе» и обозначает определенный механизм, «меряющий пространство». Там же есть его описание, но очень неконкретное и аллегорическое.
Более подробно о виманах говорится в «Рамаяне» — древней поэме, посвященной битве царя Рамы с демоном Раваной за красавицу Ситу. Победив Равану, Рама захватывает также его виману Пушпаку и вместе с Ситой на ней летит домой. Дословно там написано так:
«Машина Пушпака, которая напоминает солнце. .., была принесена могущественным Раваной; эта прекрасная воздушная машина направляется куда угодно по воле, … эта машина напоминает яркое облако в небе… и царь [Рама] вошёл в неё и этот прекрасный корабль под командованием Рагхиры поднялся в верхние слои атмосферы».
Об устройстве виманы тут мало что говорится, но исследователей поражает очень подробное описание полета:
«Смотри, небесная колесница летит то по тропе богов, то по стране облаков, то в выси, где реют птицы; и в движении своем она, поистине, повинуется велениям моей мысли. … С огромной высоты мой взор достигает вод озера Пампа с берегами, густо поросшими тростником, с едва различимыми отсюда стаями журавлей, и пробуждается былая грусть. … Внизу, близ горы, извивается река Мандакини, струящая свои чистые и прозрачные воды; издали она кажется совсем тонкой, словно жемчужная нить, украшающая грудь земли».
Сторонники существования летательных аппаратов древности утверждают, что такое подробное описание Южной Индии действительно можно было сделать, лишь взглянув на нее с высоты птичьего полета.
В самом большом индийском эпосе «Махабхарата» виманы упоминаются в качестве боевых машин, используемых при битве на Курукшетре. Противник Кришны Майасура, поднявшись в небо на вимане, сбрасывал оттуда на войска неприятеля пылающие снаряды.
Нужно отметить, что летательные аппараты упоминаются не только в древнеиндийских эпосах. В халдейском труде под названием «Сифраль» (4 в. до н. э.) говорится о том, как построить виману. Здесь впервые в письменных источниках встречаются такие слова, как «графитовый стержень», «медные катушки», «кристаллический индикатор», «вибрирующие сферы», «стабильные уголковые конструкции».
В более поздние времена, а точнее в 11 веке нашей эры, известный индийский ученый и философ Бходжа Парамара написал трактат «Самарангана Сутрадхара», посвященный строительству. В трактате наряду с действительно ценными рекомендациями по возведению гигантсхих сооружений несколько глав посвящено строительству виман. В частности, там говорится:
«Крепким и долговечным следует сделать корпус вимана, подобно огромной птице из лёгкого материала. Внутри надо поместить ртутный двигатель со своим железным нагревательным аппаратом под ним. При помощи силы, скрытой в ртути, которая приводит ведущий смерч в движение, человек, сидящий внутри, может путешествовать по небу на большие расстояния. Движения вимана таковы, что он может вертикально подниматься, вертикально снижаться и двигаться наклонно вперёд и назад. С помощью этих машин человеческие существа могут подниматься в воздух и небесные сущности могут спускаться на землю».
Далее идут практические указания о том, как следует взлетать и садиться, а также как избегать различных неприятностей, например, столкновения с птицами. Кроме того, в сутре утверждается, что древние виманы имели различные конфигурации: некоторые были в виде блюдца, другие как плоские треугольники, третьи как длинные цилиндры. В своей работе Бходжа ссылается на рукопись древнеиндийского ученого Бхарадваджи под названием «Янтра Сарвасва». Ученым до сих пор не удалось обнаружить этот источник.
«Виманика Шастра»
В 1952 году английский издатель Джосьер заявил в британской прессе об обнаружении в одной из индийских библиотек рукописи на санскрите, в которой детально описывается устройство древних летательных аппаратов. В 1959 году рукопись была переведена на хинди, позднее на английский. Джосьер утверждал, что найденный манускрипт – часть утерянной рукописи Бхарадваджи. Однако позднее стало известно, что автором найденного манускрипта и рисунков к нему является индийский мистик Суббарайя Шастри.
Шастри жил в Карнатаке в конце XIX века и был пандитом – знатоком древних санскритских текстов. В начале ХХ века он организовывал телепатические сеансы и был довольно известен среди увлеченных мистикой англичан. Считается, что текст «Виманики» он написал, будучи в телепатическом контакте с Бхарадваджей.
Риши Бхарадваджа считается одним из семи великих ученых Индии, одним из авторов некоторых глав «Ригведы» и редактором наиболее актуальной на сегодня версии «Махабхараты». Кроме того, ему приписывается авторство ряда древнеиндийских сутр на санскрите, посвященных медицине, гражданскому праву и государственному устройству, а также несохранившихся или до сих пор не обнаруженных трактатов по военному делу и устройству летательных аппаратов.
Разумеется, подлинность «Виманики Шастры» сразу же вызвала яростные споры в среде ученых и богословов, которые не прекращаются до сих пор. В рукописи, состоящей из нескольких десятков глав, описывается строение разных типов виман; устройство ртутно-вихревого двигателя; состав сплавов для обшивки и различных внутренних приборов; одежда и снаряжение экипажа; устройство для преодоления земной гравитации; устройство, способное сделать виману невидимой; радары и громоотводы; состав топлива; некоторые виды вооружения; расчет траектории полета и еще много других подробных деталей.