Туманность пульсарного ветра, окружающая нейтронную звезду в 160 тысячах световых лет от Земли, стала ярче в рентгеновском диапазоне на 32 процента.
Наблюдения за пульсаром PSR B0540-69 в галактике Большое Магелланово облако с помощью нескольких обсерваторий показали, что окружающая его туманность пульсарного ветра постепенно стала увеличивать свою яркость в рентгеновском диапазоне после того, как он в 2011 году испытал внезапное увеличение темпа торможения вращения.
Полученные данные, по мнению астрономов, предоставляют важные ключи к пониманию магнитного поля этих экзотических объектов, а также помогут в разгадке тайны механизма их замедления. Результаты исследования представлены в журнале Nature Astronomy.
«Всего за 400 дней с момента увеличения темпа торможения вращения на 36 процентов рентгеновское излучение туманности пульсара PSR B0540-69 стало на 32 процента интенсивнее. Скорее всего, это вызвано внезапным усилением магнитного поля в области магнитного полюса звезды, которое не оказывает существенного влияния на импульсное рентгеновское излучение, но увеличивает мощность ветра», – пишут авторы исследования.
Пульсары представляют собой крохотные (как правило 10 километров в диаметре) быстровращающиеся нейтронные звезды с сильнейшими магнитными полями, «рожденные» в ходе взрывов сверхновых.
Согласно классической модели, одиночный пульсар теряет энергию через магнитное дипольное излучение, в результате чего постепенно замедляется. Однако сегодня теоретики все больше склоняются к тому, что основной фактор, «тормозящий» эти крайне плотные объекты – релятивистский ветер, состоящий из электронов и позитронов.
Если поток достаточно силен, то через взаимодействие с окружающим материалом в конечном итоге он образует видимую туманность пульсарного ветра. Прекрасным примером такого процесса является Крабовидная туманность, простирающаяся на 11 световых лет.
«PSR B0540-69 стал первым наблюдательным примером связи между изменением темпа скорости торможения пульсара и увеличением светимости окружающей его туманности, подразумевая, что пульсарный ветер является главным фактором замедления. Кроме этого, нам удалось впервые напрямую измерить напряженность магнитного поля туманности пульсарного ветра, и полученное значение согласуется с ранее предложенным теоретиками», – заключают авторы исследования.