В Кении на озере Рудольфа есть остров Энваитенет, что в переводе с языка племени эльмоло, живущего на берегах озера, означает «безвозвратный». Уже не один десяток лет остров стоит заброшенным: никто не хочет на нем селиться, и надо сказать, на это есть основания.
Загадочное исчезновение
Первое загадочное происшествие, документально зафиксированное в архивах местной полиции, относится к 1935 году. В то время на озере работала этнографическая экспедиция, изучавшая обычаи и жизнь племени эльмоло. Руководил экспедицией англичанин В. Фуш. Однажды он командировал на остров двоих коллег — М. Шефлиса и Б. Дайсона. Несколько дней всё было нормально: каждый вечер в условленное время они подавали знаки зажжёнными лампами, означавшие, что у них всё в порядке. Потом сигналы прекратились, и когда через две недели, обеспокоенные долгим отсутствием товарищей, на остров отправились несколько членов экспедиции, они с удивлением констатировали, что Шефлис и Дайсон… исчезли. Больше того: не было обнаружено никаких следов, указывающих на пребывание здесь людей!
Невезучие новоселы
Прошло несколько лет, история с исчезновением людей стала забываться, и однажды на острове решили поселиться несколько семей племени эльмоло, которым надоело отбивать атаки воинственных соседей-кочевников. Некоторое время жизнь новоселов текла вполне размеренно: они построили небольшую деревню, часто ездили погостить к родственникам на побережье, меняли выловленную рыбу на хлеб и молоко, приглашали сородичей к себе… Но однажды родственники, приплывшие в гости на остров, нашли лишь пустую деревню, потухшие костры и разложившуюся рыбу. Куда с небольшого островка могли пропасть несколько десятков человек? И снова этот вопрос остался без ответа…
Местными властями был предоставлен самолёт, который несколько дней совершал облёт острова. Затем люди племени эльмоло, соблазнившиеся огромным вознаграждением, в буквальном смысле перевернули на острове каждый камень. Но ни останков членов экспедиции, ни каких-либо предметов, которые могли бы пролить свет на их исчезновение, найдено не было.
Остров, населённый чудовищами
Самое старое упоминание о «заколдованном острове» и исчезающих с него людях относится примерно к 1630-м годам. Тогда на острове Энваитенет тоже поселились несколько семей туземцев, и среди благодатной природы численность населения деревни стала быстро увеличиваться. Одно казалось странным: на острове не было никаких животных и птиц. Только буйная растительность какого-то необычайно яркого изумрудного оттенка, горки гладких, будто отполированных, камней бурого цвета, которые имели «склонность» то появляться, то исчезать, а ещё… странные звуки, которые слышали островитяне каждое новолуние: жуткие, леденящие душу крики то ли животного, то ли человека, переходящие в протяжный стон, которые обычно длились от нескольких минут до часа.
Со временем некоторые части острова сделались недоступными для людей: ветви деревьев крепко-накрепко переплетались с соседними и становились твёрдыми, словно каменные, навсегда преграждая желающим вход вглубь суши. Но самыми пугающими были видения, которые посещали по ночам жителей деревни. Это были причудливые цветные изображения необычных существ, отдалённо напоминающих людей: над деревней «разыгрывались» целые сценки, после которых люди лежали часами как будто в коме, не в силах шелохнуться. Самое печальное, что после подобного «представления» с кем-нибудь из туземцев обязательно случалось несчастье: люди становились калеками, получая травму буквально на пустом месте, а то и вовсе погибали, отравившись совсем свежей рыбой, получали заражение крови от незначительного пореза или, будучи превосходными пловцами, тонули в водах спокойного озера.
Со временем жителям деревни стало казаться, что их остров населяют страшные чудовища-людоеды, не похожие ни на одно животное, которое им было известно. Такое чудовище появлялось прямо перед человеком в самый неожиданный момент, и здесь все решало то, как быстро туземец бегает. Стоило бедняге чуть зазеваться, и он буквально растворялся в воздухе вместе со своим ужасным похитителем. Несколько малолетних детей пропали из-под носа у своих матерей, и найти их не удалось.
Жизнь в некогда процветающей деревне становилась невыносимой, к тому же её жители оказались в своеобразной изоляции: родственники с побережья, на своей шкуре испытавшие прелести гостеприимства островитян, не спешили к ним с визитами. А когда через несколько месяцев несколько обеспокоенных эльмоло все же приплыли на плотах к острову, оказалось, что деревня пуста. Однако ничто не указывало на следы борьбы или на срочный отъезд жителей: луки и стрелы были аккуратно сложены в углу каждой хижины.
Руины волшебного города
Есть в местных легендах и упоминания о загадочном огне, изрыгаемом из некоей отвесной трубы на острове, прикрытой «хлопающей крышкой», и коридорах, уходящих глубоко в недра земли… Там, согласно преданиям, обитает «сеющий заразу и мечущий огонь» исполин Уот Усуму Тонг Дуурай.
А ещё, если верить рассказам племени эльмоло, время от времени прямо у острова из тумана поднимается город. Он переливается всеми цветами, словно ночная радуга, опустившаяся на землю. Возносятся над ночным озером стены и башни, удивительные и многоцветные, будто бы горсть драгоценностей была брошена со звёздного неба на землю. Однако хорошо видно, что многие изумительные башни полуразрушены, а от многих дворцов остались одни руины…
В такие моменты кажется, что со стороны призрачного города плывёт странный пульсирующий звук — некая погребальная песня, несущаяся над озером и над этим волшебным городом. Звук бывает то мягким и нежным, то становится пронзительным и вызывает головную боль.
После таких видений члены племени долго болели какой-то неизвестной болезнью, сопровождающейся ломотой в мышцах всего тела, отвращением к пище и резким снижением зрения. У беременных женщин рождались младенцы-уроды, которые вскоре умирали, и тела их, несмотря на тропический климат, мумифицировались в считанные часы.
Все эти чудеса не давали эльмоло жить спокойно, и они вынуждены были переселиться с берегов озера ближе к лесной полосе.