В 1962 году в глухие абхазские места забрел московский профессор Александр Машковцев. Наслушался потрясающих историй про диких обитателей гор. Пересказал их всемирно признанному криптозоологу Борису Поршневу. Тот копнул глубже и нашел людей, которые лично видели отловленного здесь «снежного человека». И даже общались с ним. То есть с ней — «снежной женщиной» по имени Зана. В то время очевидцам было уже далеко за сто лет. Но аксакалы все помнили. ⠀
Зана — огромная мохнатая «кавказская пленница», жившая в Абхазии, действительно была «снежным человеком».
Потомки «снежной женщины» до сих пор проживают в селении Тхина Очамчирского района Абхазии — это в 78 километрах от Сухума. Их предков — то есть «снежных людей» здесь называют очо-кочи — это по-мингрельски. И абнаую — это по-абхазски. Рассказывают, что когда-то их было полным-полно в горных лесах. Приходилось даже истреблять.
Абнаую была самкой двухметрового роста с непомерно огромными молочными железами. Все ее тело, особенно нижнюю часть, покрывала густая темно-бурая, как у медведя, шерсть длиной примерно с половину ладони. Там, где она потерлась, проглядывала темно-серая кожа. Фигура была массивной, мускулистой, зад — крупный и высокий. А голень — почему-то тонкая. Ступни — огромные, широкие, с длинными пальцами, которые обладали способностью широко раздвигаться. Волосы росли и на лице, но редкие. Почти черная шевелюра спереди напоминала папаху с курчавыми завитками,начиналась почти от бровей, а сзади гривой спускалась к спине. Глаза были красными.
Дореволюционный предводитель Абхазии князь Д. М. Ачба со своей свитой охотился в лесах на горе Заадан. И в который раз увидел мохнатого гиганта. Приказал поймать его в конце концов. Что слуги и выполнили оригинальным образом. Один из них снял пропахшие потом штаны и оставил на видном месте. «Снежный человек» -абнаую- пришел на запах. И пока заинтересованно возился со штанами, выскочившие из засады охотники его повязали.
«Снежную бабищу», которую звали Заной, князь Ачба подарил своему другу, князю Челокуа, а он в свою очередь отдал ее князю Эдже Генаба. Он то и привез Зану в свои владения в село Тхина, что на реке Моква. Здесь и началось все самое интересное.
Как утверждают местные жители, за время проживания в Тхине Зана рожала не менее пяти раз. Чем то привлекала она местное население мужского пола и видимо сама была не прочь…
Больше всего она любила плавать в речке Моква, делала это она по нескольку раз в день.
А еще она выпивала. И научил пить ее сам князь, который судя по легендам и стал первым любовником Заны. Что этому способствовало трудно сказать, может быть достаточное количество вина, может быть относительная чистоплотность Заны, а может быть князю не хватало человеческих женщин или были у него какие-то отклонения в этом плане…
Первый малыш Заны умер сразу после рождения, она окунула его в ледяную воду и естественно ребенок не выдержал такого испытания.
Остальных детей у Заны отбирали дабы она их не простудила как первенца. В итоге у нее выжили два сына (Хвит и Джанда) и две дочери (Гомаза и Коджанир). В Тхине остался лишь Хвит, куда делись его брат и сестры никто не знает.
Хвит был женат дважды, во второй раз на русской женщине — Марии, от брака с которой в 1934 году родилась Раиса (Хвитовна).
До последних дней Зана не менялась внешне — не поседела, не потеряла зубов, оставалась в хорошей физической форме. А вот говорить так и не научилась — мычала, рычала, вскрикивала, а когда радовалась, то смеялась тонким металлическим смехом. А еще она никогда не улыбалась.
Сколько лет прожила Зана и отчего умерла никто не знает, а скончалась она между 1880 и 1890 годами.