Владимир работает инженером в одной из костромских компаний. Параллельно вместе с женой Кларой исследует и познаёт тайны мистического мира: обследует стоянки древних племён, городища, ищет знаки, указывающие на то, что поблизости расположен интересный объект.
— Костромичи порой и не догадываются, что живут в сказочных местах, в удивительном и таинственном мире. Некоторые кое-что слышали о Синем Камне на Плещеевом озере, что в Ярославской области, о «Голубом ключике» в Щелыково. Но таких таинственных и чудесных мест на территории нашей области немало, — говорит Владимир Шамов.
«Голубой ключик». Островский район
Самым известным сакральным местом, о котором знают, пожалуй, все, является «Голубой ключик», расположенный в Щелыково Островского района.
По легенде, в этом месте растаяла Снегурочка. Вода в источнике действительно голубого цвета. Люди приходят к нему умыться и, загадав желание, повесить на деревья ленточки. Идут, прежде всего, молодые пары, чтобы попросить счастья у той, которая его не получила.
Существует даже очень жуткая гипотеза. Якобы в древности люди очень зависели от холода, и чтобы умилостивить демона холода приносили жертву. Молодую, не побывавшую замужем, девушку привязывали к дереву и оставляли замерзать. Весной синее тело девушки сжигали на костре. В лесу рядом с голубым ключиком иногда до сих пор видят девичий силуэт.
— Это лишь одна из версий. Таинственный природный объект служил объектом поклонения и был посвящен женскому божеству. Замечательно, что он до сих пор дарит людям надежду на счастье, — поясняет Владимир Шамов.
Камень-перстовик. Островский район
Складывается впечатление, что Островский район полон чудес и тайн. Вероятно, если бы в нашем мире всё-таки жили ведьмы и колдуны, место бы им приглянулось. Так, по словам Владимира Шамова, там можно найти остатки древнего языческого святилища. Один из камней лежит в урочище за посёлком Островское.
— Судя по тому, что в этом овраге потрясающая энергетика, там и находилось само святилище. Мы искали его с утра до вечера, дважды проходили через овраг и оба раза ощущали вибрации. Но нам и в голову не пришло, что камень именно там. Объект увидел один наш друг совершенно случайно, — рассказывает Владимир.
Остальные камни языческого святилища со средневековым граффити на христианскую тему (уникальный памятник археологии) лежат во дворе у одного из местных жителей. Их перетащили во двор церкви, расположенной рядом с домом мужчины по распоряжению его прадеда — церковного настоятеля, ещё летом 1888 года. На огромном валуне выбит лик и надписи. Особенно хорошо они просматриваются зимой, когда с камня счищают снег.
«Ведьмин стул». Красносельский район.
Полон мистики и Красносельский район. В местных лесах найден большой камень, так называемый «ведьмин стул». Считается, что на них сидят ведьмы, оборотни и прочие таинственные личности и подпитываются энергией. Красносельский камень именуют ещё «башмаком» или «медведем». К камню от деревни проходила «марфина тропка», названная по имени жительницы крайнего дома, от которого она и начинается.
По рассказам местных жителей, камень был положен на слеги, а под ним вырыта яма – опять искали клад, но ничего не обнаружив, бросили его. Считается, что камень сохранил своё первоначальное положение и напоминает стул.
Легенда. Пошёл Петр Клинов в лес за грибами по «марфиной тропке» мимо камня. Вдруг видит, что на нём сидит старичок в лапоточках и с длинной седой бородой ниже колен. Сидит он и курит «козью ножку». Захотелось вдруг Петру страшно закурить. Он и попросил у старика. Тот полез в карман за кисетом да вдруг исчез. Когда возвращался Клинов из лесу, проходил опять мимо камня и увидел, что сидит на нём огромный медведь, а шкура у него будто сединой отливает. Это был хозяин леса.
— Деревенские бабушки вспоминают, что во времена их детства возле камня ещё устраивались игрища. Самым главным считался Ильин день, — рассказывает Владимир Шамов. — По нашим наблюдениям на камне улучшается самочувствие. Это отмечают многие друзья, которых мы отвели к «ведьминому стулу».
Святой Бочаг. Красносельский район
Святой Бочаг – ещё одно сакральное место, расположенное между селом Захарово и деревней Малиновая Красносельского района. Он состоит из озерца с «мёртвой» водой, в котором лежит валун, и озерца с «живой» водой. Считается, что, искупавшись в этих водах: сначала в «мёртвой», потом в «живой», затем снять с себя что-то из одежды и оставить на ветках деревьев, растущих поблизости, можно излечиться от болезни.
Легенда. В народе говорят, что на этом месте несколько столетий назад стояла церковь, вокруг деревня и кладбище. Потом церковь затонула, остался лишь большой валун. Назвали его святым камнем, а в послеперестроечное время – бочагом. Рассказывают, что зарыт под этим валуном клад. Однажды местные жители решили сдвинуть камень с места, да только сразу услышали крики и увидели зарево – будто пожар.
Однако все дома в деревне стояли невредимы, и, разумеется, никакой беды не было. Видения случались каждый раз, когда кто-то пытался сдвинуть бочаг в места. Вода же в озерцах считается лечебной: сколько не стоит, ничего с ней не делается.
По слухам, под камнем, когда он лежал посреди озера, зарыл свой клад то ли Стенька Разин, то ли какой другой борец за народное счастье. Якобы лет 30 тому назад местный тракторист решил пополнить свой бюджет содержимым предполагаемого клада. Пригнал трактор, зацепил камень и поволок… Да только услышал жуткий вой. Оглянулся и увидел стадо разъярённых огненно-красных быков, выскочивших из леса…
Владимир Шамов считает, что данный камень – культовый валун: «Нет намёка на то, что на этом месте была церковь. Возможно, здесь располагалось древнее языческое святилище племени меря».
Место освятил иерей Георгий, а один из предпринимателей облагородил: поставил навес для икон и зачем-то соединил озерца с мертвой и живой водой пластиковой трубой. Однако и до этого времени люди ходили к бочагу, чтобы искупаться.
Горячий камень. Солигаличский район
Хватает мистики и в Солигаличском районе. Горячий камень появился несколько лет назад в одной из деревень на месте разрушенной деревянной церкви. Считается, что это осколок древнего чудского святилища. Поначалу никто на него не обратил внимания: камень как камень, ничего особенного. Однако странная сила объекта показала себя зимой: снег на камне и вокруг него тает. Почему? Теплотрасса под ним не проходит.
Говорят, первыми странность заметили служители церкви. Они стали искать под камнем мощи святого. В принципе это хоть какое-то объяснение происходящему. Однако ни мощей, ни клада, ничего бы то ещё под камнем не оказалось.
— Это древний артефакт с поклонного места Чуди, на которое много веков назад водрузили церковь. Поездку на чудо-камень мы планировали около полугода — дожидались зимы. Сведения подтвердились. На ярко-красном камне снег действительно тает. Более того, мы обнаружили на камне стёршиеся петроглифы – косой крест, изображение шамана и еще какие-то знаки. – Владимир показывает подтверждающую видеозапись: среди снега лежит обычный плоский камень, к нему не ведут следы, однако на объекте ни снежинки. — Что касается церкви, то она действительно стояла на древнем Чудском святилище. Если встать на горячий камень, в ногах ощущается сильное тепло, однако на ощупь он холодный.
«Почему нам открылось это явление? Мои знакомые ученые уже пытаются объяснить, пока несколько невнятно. Я считаю, это знак того, что возвращается память об исчезнувших народах, племенах меря, мурома, вятичи, мещёра, кривичи, чудь, голядь, весь. Их святыни дают о себе знать все отчетливей, все громче».
Камень-следовик. Сусанинский район
Следовик – это камень, на котором отпечатался след. Считается, что его оставил хозяин леса великий Бог-оборотень. Вот и в Сусанинском районе лежит такой камень, на котором отпечатались следы человека, копытца, заячьей лапы и другие. На камне видны стоки. Говорят, что спустившаяся по ним вода становится целебной.
— Сделать след искусственно невозможно, порода твердая и выскоблить отпечаток лапки примитивным инструментом просто не получится. Имея долото и молоток можно лишь накарябать что-то в стиле «Здесь был Вася». Собственно, подобная надпись советского времени тоже есть на камне, — рассказывает Владимир Шамов. — Сам же камень является культовым объектом поклонения племени меря, а позднее и славян. Скорее всего, ещё не так давно к нему из деревни ходили молиться бабушки. Ведь камень настолько намолен, что если на него встать, по всему телу идут мурашки. Конечно, под камнем есть яма: видимо, искали клад, но ничего не нашли.