Древние наскальные изображения странных существ — гибридов людей и животных — многие ученые считают «портретами» шаманов и колдунов, облаченных в ритуальную экипировку. Однако археологические находки, наряду с известными случаями рождения людей с характерными физическими отклонениями, позволяют усомниться в бесспорности такой трактовки.
Изобилие загадочных картинок
Огромное количество рисунков с изображениями зверолюдей, выполненных более 10 тысяч лет тому назад, открыто на территории Европы, Южной Африки и Австралии. Головы большей части этих существ украшают рога самых разных размеров и форм.
Известный специалист по доисторическому искусству, сотрудник Австралийского музея в Сиднее, доктор Пол Тэйкен, в статье, опубликованной в конце ноября 2001 года в авторитетном научном журнале New Scientist («Современный ученый»), высказал предположение, что на упомянутых рисунках представлены не люди, а «териантропы — гибриды людей и животных, открывающие нам картину начала становления современного человечества».
Вместе с другим специалистом по первобытному искусству, Кристофером Чиппендейлом из Музея археологии и антропологии Кембриджского университета, они провели первое по-настоящему научное исследование древних рисунков с изображениями териантропов.
В Европе, в том числе в знаменитой французской Труа-Фрер (пещере Трех Братьев), а также в Южной Африке и Северной Австралии ими было изучено более пяти тысяч наскальных рисунков. При этом их древнее происхождение подтвердили самые современные методы датировки.
Кто же позировал древним мастерам?
Ученые давно пришли к заключению, что первобытные люди рисовали на стенах пещер то, что видели в жизни: бизонов, лошадей, мамонтов и, разумеется, своих собратьев. Но тогда почему же эти люди нарисовали столько териантропов, большинство из которых к тому же рогаты? Изучением этой проблемы, наряду с упомянутыми выше учеными, занимается также и польский исследователь исторических загадок Тадеуш Ошубский.
Вот общее мнение этих специалистов: до сих пор считалось, что странные персонажи пещерного изобразительного искусства — это никакие не териантропы, а те же самые первобытные люди, только «работавшие» шаманами и изображенные в своей «спецодежде». А что касается рогов, то они, мол, испокон веку служили символом принадлежности к иным мирам: в разные эпохи и у разных народов рога либо были атрибутами солнечных и лунных божеств плодородия (и вообще признаками святости и красоты), либо отождествлялись с нечистой силой, агрессивностью, смертью.
Еще много тысяч лет тому назад рога являлись обычной принадлежностью разного рода «диких людей» и лесных божеств, причем эти существа не олицетворяли зла — они просто были не такими, как преобладавшие в те времена люди «кроманьонской внешности». В более поздние времена рогатыми были такие персонажи, как древнеегипетский бог мудрости и Луны Джехути (Тот) и бог Солнца и»царь всех богов Амон. Рогами украшали свои шлемы воины галлов, германцев, готов. Такое украшение символизировало силу, отвагу, неустрашимость.
Однако изучение старинных легенд и преданий, исторических документов, а также ряд деталей, обнаруженных Тэйкеном, Чиппендейлом и другими исследователями, позволяют оспорить такую точку зрения и предположить, что териантропы-гибриды — действительно существовавшие предки человека современного облика.
В развалинах города Ур, основанного шумерами на территории современного Ирака около 7000 лет тому назад, археологи раскопали царские гробницы, на стенах которых изображены рогатые и хвостатые человекоподобные существа. Похожие существа красуются и на китайских керамических изделиях, изготовленных около 500 года до нашей эры.
Английские исследователи Джон и Кэйтлин Мэттьюз в книге «Мифология Британских островов» описывают скульптурные изображения кельтского божества Сернанноса, что значит «рогатый», в виде усатого мужчины с оленьими рогами на голове.
Дикий фавн
Выдающиеся представители античной культуры и науки — поэт Овидий, историки Плиний Старший и Геродот — упоминали в своих трудах племя фавнов (людей, покрытых шерстью, с козлиными бородами, рогами и копытами), обитавшее в глухих лесных дебрях. Римский консул и писатель Филострат, живший в начале нашей эры, в одной из книг рассказал о поимке и приручении дикого фавна в Эфиопии.
А древнегреческий историк Плутарх подробно описывает, как такого же фавна заманили в ловушку на черноморском побережье близ греческого города Аполлонии, на территории современной Болгарии. Странное существо доставили в Рим, где его неоднократно показывали римской знати во время празднеств и пиров. Плутарх пишет также, что, по преданию, фавн, внук Юпитера, был третьим правителем Италии.
Рогатые люди и великаны
Имеются сведения о рогатых людях и из более близких времен. Документально зафиксировано, что в XVII веке в английском графстве Лестершир жила Мэри Дейвис с двумя «бараньими» рогами на голове, а французский историк Коллен де Планси в начале XIX века писал о рогатом монахе из обители Сен-Жюстин.
И вот еще два факта. В 80-х годах XIX века в США, на территории Тиога Пойнт в округе Брэдфорд, штат Пенсильвания, экспедиция под руководством историка, доктора Дж.П. Донахью, а также профессоров: А.Б. Скиннера из Американского исследовательского музея и В.К. Морхеда из Академии Филлипса раскапывала земляной холм. Внутри оказалось захоронение останков 68 человек, датируемое 1200 годом. Судя по скелетам, погребенные были настоящими великанами, их средний рост составлял более двух метров. Но больше всего исследователей поразили черепа: на некоторых из них по бокам выступали костные выросты, то есть рога.
А в 1903 году на одной из шахт вблизи американского города Айсола, штат Канзас, перед рассветом вдруг появилось рогатое, длинноволосое человекоподобное существо с горящими красными глазами, вызвавшее панику среди рабочих ночной смены. Этот случай описан в книге «Более чем…» журналиста и писателя Ричарда Лазаруса.
Таким образом, реальное существование рогатых людей можно считать бесспорным, а что касается наличия у них копыт и хвостов, то этот вопрос пока остается открытым «за недостаточностью вещественных доказательств».
Воины в медвежьих шкурах
В поисках ответа на вопрос, поставленный в названии данной статьи, уместно обратить внимание и на следующие сведения.
На рубеже X-XI веков ростовский князь (впоследствии — великий князь киевский) Ярослав Мудрый, объезжая свои владения, наткнулся на городище неведомых язычников, пребывавших в зверином обличье. Поганые напали на княжескую дружину сворой страшных боевых псов под предводительством огромной медведицы.
Но дружина князя одолела эту звериную стаю. Победа была признана столь почетной, что в ее ознаменование в 1010 году заложили город, названный по имени князя — Ярославлем.
В Европе воинственные мужчины-звери появились в начале нашей эры. В бой они шли обнаженными, лишь накинув на плечи волчью или медвежью шкуру. За это их прозвали берсеркерами («берсеркер» значит «медвежья шкура»). К помощи берсеркеров воюющие стороны прибегали довольно часто. Историк VIII века Павел Диакон сообщает, что германское племя лангобардов, сталкиваясь с превосходящими силами противника, распускало слух, будто к ним на помощь спешат «псоголовые». Прослышав об этом, враг нередко отступал, не принимая боя.
Духи-покровители
Первых европейцев, поселившихся в Америке, удивили странные обычаи местных жителей. Юноши, достигшие совершеннолетия, отправлялись на поиски личного духа-покровителя. Оказавшись в достаточно безлюдной местности, молодые индейцы начинали подвергать себя жестоким и весьма изощренным истязаниям. Так, один английский миссионер был очевидцем того, как юноша проткнул насквозь собственный бок, продел сквозь рану ремень из сыромятной бизоньей кожи и подвесил себя на нем на ближайшем дереве.
В таком положении юноша оставался до тех пор, пока у него перед глазами не возник образ духа-покровителя. Обычно им становился какой-нибудь сильный и бесстрашный зверь. С этого момента между юношей и духом устанавливалась мистическая связь, длящаяся до смертного часа.
Племя шакала
А в Африке у каждого племени, живущего в конголезских или гвинейских джунглях, с незапамятных времен имеется свой покровитель, чаще всего предстающий в образе хищного зверя-прародителя. Простые смертные общаются с его духом во время ритуальных танцев, которыми руководит облаченный в шкуру этого зверя колдун.
Американец Гарри Райт, гостивший в «племени шакала», писал: «То была самая неприятная часть ритуала. В танце они рычали, бросались один на другого, потом опустились на четвереньки и стали обнюхивать друг друга. Внезапно что-то темное влетело в их круг. Сперва я подумал, что это один из танцоров, но потом увидел, что это настоящий шакал. Он бегал среди танцующих, рычал и бросался на них. Все это закончилось дикой оргией».
Для того чтобы покровительство шакала или, скажем, леопарда распространилось на каждого мужчину племени, ему надлежало пройти обряд посвящения. Проводил его колдун, облаченный в шкуру данного зверя. Во время обряда юноши обязательно подвергались испытанию на выносливость к физической боли — у них, к примеру, могли удалить крайнюю плоть или передние зубы.
Колдун и несколько его помощников создавали тайные союзы. Прекрасно зная, кто из соплеменников не способен дать им отпор, эти люди в звериных шкурах врывались по ночам в жилища, похищали детей и продавали их в рабство. А над непокорными нередко устраивали кровавые расправы. Например, «люди-леопарды из Дагомеи» рвали тела своих жертв крючьями, оставлявшими страшные раны, как от когтей леопарда.
(c) Вадим ИЛЬИН