Многие читали либо слышали о Великом шелковом пути. Это был один из многих сухопутных путей, соединивший Средиземноморье с Восточной Азией. Но роль его была не только в продаже заморских товаров. Великий шелковый путь соединил две культуры: азиатскую и европейскую. Основным товаром, перевозившимся из Азии, был, конечно, шелк, который любили европейские аристократы.
Только после того, как образовались безопасные морские маршруты доставки товаров, тяжелый и опасный сухопутный путь через пустыни, барханы, горы постепенно исчез.
Сегодня ряд азиатских государств приняли решение о восстановлении Шелкового пути. Они возлагают большие надежды на создание нового экономического коридора и возникновение интереснейших туристических маршрутов. Инициатором этой идеи стал президент Китая. Он уверен, что новый маршрут укрепит торгово-экономические отношения между европейскими государствами и Китайской народной республикой, а также послужит росту китайской экономики.
Заметим, что сегодня у Поднебесной грандиозные планы по продвижению своих товаров на европейский рынок. На морской путь поставки товаров в Европу уходит 50 дней, а сухопутный шелковый путь значительно ускорит время доставки грузов и увеличит объем китайского экспорта, а также присоединит к китайской торговой системе страны СНГ и государства Центральной Азии.
Новые туристические маршруты также смогут привлечь туристов, желающих побывать в малодоступных и неизвестных местах планеты.
Что могут увидеть путешественники по маршруту Шелкового пути? Разноцветные каньоны, глубокие озера с хрустальной водой, уникальные пейзаж, величественные горы, уникальные природные уголки.
В древности, благодаря Шелковому пути, возникали новые города, формировались новые обычаи, зарождались новые государства. Хотя есть опасения, что под влияние Поднебесной могут попасть страны, вступившие в этой союз возрождения Шелкового пути. Время покажет, окажется ли Шелковый путь отличной перспективой для его участников или станет для них рисковым предприятием.
Чтобы оценить насколько проект Шелкового пути может стать прорывом в реализации геополитических планов всех участников, вернемся к истокам Великого Шелкового пути.
Древний Китай был очень закрытой цивилизацией, которая не искала контактов с другими странами. Поэтому, конечно, инициатором Великого Шелкового пути мог стать только Китай. Китайский император направил на запад некую дипломатическую миссию с разведывательной целью. Кстати, Западом для Поднебесной была не Европа, а Средняя Азия. Там и увидели императорские сановники сильных и красивых лошадей, намного превосходящих китайских коней. Возвратившиеся разведчики предложили императору наладить торговлю с соседями, получая от них прекрасных лошадей и товары, которые требуются империи. На совете решали, что может заинтересовать купцов из Средней Азии и поняли, что самым лакомым товаром для них может стать шелк, который кроме Китая нигде не производился. Ценность шелка для жителей Европы, Ближнего Востока, Азии была в том, что шелк являлся не только изумительно красивой тканью, но и обладал уникальными санитарными свойствами: насекомые-паразиты в шелковой одежде не обитали – просто не могли удерживаться на гладкой поверхности ткани.
В 121 году до нашей эры самый первый шелковый караван отправился в путь. На верблюдах везли тюки с китайским шелком и бронзовые зеркала. Путь проходил через отроги Тань-Шаня, вдоль долины Огненных гор к Ферганскому оазису. Но вскоре маршрут был откорректирован и сместился южнее.
Говорят, что Шелковым этот путь в 1877 году назвал немецкий путешественник и географ барон фон Рихтгофен. До этого дорогу называли Западным Меридиональным путем. Протяженность Шелкового пути составляла двенадцать тысяч км.
В последствии, не только шелк перевозился по пути. Верблюды перевозили военное снаряжение, золото, полудрагоценные камни, ковры, кожу, шерсть, изделия из стекла, хлопчатобумажные ткани, экзотические фрукты: персики, арбузы, львов, охотничьих собак, леопардов и коней, которые очень ценились в Китае. Из Китая везли металлическую посуду, косметику, чай, фарфор, рис. В тюках перевозились слоновые бивни, черепаховые панцири, носорожьи рога, пряности и много другое. На всем маршруте были устроены удобные оазисы, процветали города. Особенно выросла торговля по шелковому пути, когда XII веке было временно приостановлено морское сообщение из стран Персидского залива в Китай. В это время самым крупнейшим торговым центром Шелкового пути стал Хорезм. Сюда стекались все товары, приезжали купцы из Индии, Ирана, Поволжья. Из Хорезма отправлялись груженые караваны в Восточный Туркестан, Китай, Монголию, русские княжества, Европу и на Ближний Восток.
В действительности, Великий шелковый путь представлял собой отдельно взятые отрезки. На каждом из них одна группа народностей или цивилизация осуществляла торговый обмен с другой, а затем одна из сторон совершала сделку с третьей стороной и т.д. Каждый из городов Шелкового пути являлся пунктом перепродажи товаров. Таким способом товары Китая поступали на рынок Византии, Рима, а оттуда перевозился в Западную Европу.
Великий Шелковый путь стал проводником передовых инноваций, путем распространения новых технологий, стимулировал обмен культурными ценностями, обычаями, религиями (буддизм, ислам, христианство). Китай не стал скрывать от своих партнеров, прежде секретные, технологии – производство пороха, шелка, бумаги и т.д.
Судьба и жизнь Шелкового пути была неразрывно связана с различными событиями региона в целом. Любое обострение военно-политической ситуации сказывалось на масштабах торговли. Например, когда VIII веке произошло столкновение интересов между Китаем и растущими арабскими государствами, китайским купцам пришлось изменить маршрут доставки товаров на Запад. Но это изменение было на руку России, поскольку новый путь проходил через Северный Кавказ, Волгу и Причерноморье. Известный многим путь «из варяга в греки» являлся одним из ответвлений Великого шелкового пути. Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что на территориях, где проходил Великий шелковый путь, всегда была стабильность и мир.
В 14-ом веке наступило время великих географических открытий, которые уже к 16-му веку привели к упадку Великого Шелкового пути. Несмотря на это, международная торговля по Шелковому пути имела огромное историческое значение, объединив экономику и культуру многих стран.
А сегодня будем надеяться, что современные планы по восстановлению Великого шелкового пути в непростой геополитической ситуации, принесут мир, процветание и стабильность странам, участвующих в этом грандиозном проекте.