Экономические проблемы развития ОАО «РЖД» в современных рыночных условиях

Развитие транспортных технологий в условиях современных интеграционных процессов требует роста сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, повышения качества сервиса и конкурентоспособности предоставляемых транспортных услуг [1, 3, 4, 5, 6]. К основным экономическим проблемам развития железнодорожных компаний следует в первую очередь отнести государственное тарифное регулирование услуг инфраструктуры, повышение тарифов РЖД на перевозку грузов; рост внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, вступление в ВТО: появление новых игроков на логистическом рынке, усиление конкуренции; высокий износ основных фондов и парка подвижного состава; недостатки в таможенном и налоговом законодательстве, мешающие оперативному грузообороту. Высокая конкуренция между разными видами транспорта, недостаточно эффективно эксплуатируемые и загруженные производственные мощности и на фоне высокой необходимости в обновлении технических средств железнодорожного транспорта требуют мероприятий по улучшению финансово-экономического состояния железнодорожных компаний [8].

ОАО «РЖД» — вторая по величине транспортная система в мире, уступающая по общей протяженности эксплуатационных путей только США. По длине электрифицированных магистралей ОАО «РЖД» являются первыми в мире. Ключевая позиция железных дорог основывается на их осуществлении круглогодичного регулярного движения, перевозок основной части массовых грузов и обеспечении мобильности трудовых ресурсов. Важная роль железных дорог также обусловлена большими расстояниями перевозок, недостаточно развитыми коммуникациями других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока, удаленностью мест производства главных сырьевых ресурсов от пунктов их потребления и морских портов [2].

Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года отражает концепции основных направлений научно-технического прогресса отрасли ОАО «РЖД», рост эффективности железных дорог и снижение транспортных затрат. Повышение эффективности железнодорожных компаний требует современных прогрессивных технологий грузоперевозок, предоставления инновационных транспортных услуг [7].

Реализация Стратегии позволит решить государственные задачи в сфере железнодорожного транспорта, сформировать инфраструктурную базу для поддержания территориальной целостности и обороноспособности страны, снизить территориальные диспропорции в развитии транспортной инфраструктуры, начать продавать жд билеты в Днепропетровске, создать условия для экономического роста. Железные дороги общего пользования к 2030 г. будут обслуживать 80 из 83 субъектов РФ, грузооборот возрастет в 1,6 раз, скорость доставки грузов в среднем увеличится более чем на 23%. В установленные сроки будет доставляться 97% отправок.
В Стратегии предусмотрено развитие железнодорожной инфраструктуры, строительства железных дорог в Сибири, на Дальнем Востоке, в частности,

Республике Тыва, Ненецком автономном округе, Магаданской области, Чукотском автономном округе, Камчатской области. Реализация Стратегия позволит стать железнодорожному транспорту источником роста и устойчивого развития экономики РФ в условиях нестабильной финансовой ситуации и конкуренции.

Одним из наиболее эффективных механизмов инновационного развития железнодорожного транспорта в современных рыночных условиях выступает государственно-частное партнерство. Развитие транспортной инфраструктуры требует привлечения инвестиций в железнодорожную отрасль.

Для повышения эффективности железнодорожных компаний и интеграция в систему международных транспортных коридоров нужно:

  • внедрить современные технологии организации интермодальных перевозок, в частности контейнерных блок-поездов;
  • совершенствовать технологии перевозок для сокращения сроков доставки грузов и обеспечения их сохранности;
  • устранить проблемы в действующей железнодорожной инфраструктуре и внедрить автоматизированные системы управления перевозками, позволяющие повысить скорость и качество перевозки;
  • увеличить мощности и совершенствовать техническое оснащение таможенных пропускных пунктов;
  • совершенствовать технологии и процедуры таможенного декларирования, а также создать специальные таможенные режимы для транзитных грузов;
  • взаимодействовать с зарубежными железнодорожными компаниями по развитию перевозок в рамках международных транспортных коридоров, создание совместных предприятий [9].

Список использованной литературы:

  1. Межох, З.П., Соколов, Ю.И., Кожевников, Р.А. Стратегический риск-менеджмент в системе экономической безопасности транспортной компании / Транспортное дело России. – 2016. – № 6. – С.34-37.
  2. Официальный сайт ОАО «Российские железные дороги». URL: http://www.rzd.ru.
  3. Соколов Ю.И. Экономика качества транспортного обслуживания грузовладельцев: монография. – М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. — 158 с.
  4. Соколов, Ю.И., Кожевников, Р.А., Коришева, О.В. Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность / Ю.И. Соколов, Р.А. Кожевников, О.В. Коришева // Экономика железных дорог. – 2016. – № 9. – С. 49-53.
  5. Соколов, Ю.И., Кожевников, Р.А., Межох, З.П. Значение транспорта в обеспечении национальной экономической безопасности / Ю.И. Соколов, Р.А. Кожевников, З.П. Межох // Транспортное дело России. – 2016. – № 6. – С.10-13.
  6. Соколов, Ю.И., Кожевников, Р.А., Коришева, О.В. Подготовка специалистов по направлению подготовки «Экономическая безопасность» на кафедре «Финансы и кредит» МИИТ / Ю.И. Соколов, Р.А. Кожевников, О.В. Коришева // В сборнике: Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность Сборник трудов Международной научно-практической конференции. Под редакцией Кожевникова Р.А., Соколова Ю.И. – 2016. – С. 61-65.
  7. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р.
  8. Ушакова Н.А., Хурматуллина Н.М. Кризис и железные дороги сегодня // Актуальные вопросы экономических наук. — 2015. — № 43. – с.188 – 191.
  9. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)». — URL: http:// www.transafety.ru/document/RazvitTrans.doc

Авторы: БЕЗВЕРХАЯ К.А., МАРКИНА Е.О. (РУТ (МИИТ)

просмотров всего 191 , просмотров сегодня 1 

Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: