03.12.2020

Деятельность ФГКУ «Росгранстрой» по обеспечению экономической безопасности транспорта и Российской Федерации

Пункты пропуска через границу — это комплексная система, которая обеспечивают акт недопущения завоза и вывоза запрещённой продукции, например, вывоза автомобилей из России после выкупа авто в Краснодаре, пропуск грузового, легкового транспорта физических лиц.

В прошлом году, в феврале указом президента была расформирована Росграница, т.е. хозяйство которое занималось организацией работы на границах Российской Федерации. Результаты работы Росграницы с 2009 по 2016 год к сожалению, привели к тому, что в настоящее время система пунктов пропуска находится в критическом состоянии. У нас в ведении оперативного управления 392 пункта пропуска, из них «живых», т.е. реально действующих, через которые идут грузо- и пассажиропотоки — 311, железнодорожных из них 57. В основном эти пункты пропуска находятся на железнодорожных вокзалах и в принципе обслуживается ОАО «РЖД», т.е. они содержат основную инфраструктуру. Пункт пропуска как таковой может восприниматься как пункт, который обеспечивает защиту национальной и экономической безопасности, собственно чему посвящена данная конференция, с точки зрения того, что на пунктах проверяется контрабанда, товары изымаются, уничтожаются либо пропускаются, ведется учет, эта работа осуществляется таможенными органами. При этом пункты пропуска к министерству экономического развития не относятся, т.е. те, кто определяет вопросы экономической безопасности на пунктах пропуска непосредственно не занимаются этими пунктами ни напрямую ни косвенно.

Второй момент. Пункты пропуска являются точками пересечения границы т.е. по сути это национальная безопасность РФ. На пунктах пропуска стоят пограничники, они осуществляют пограничный контроль, проверку, наличия или отсутствие виз, непропуск террористов, тем не менее в пограничной службе с точки зрения функций пунктов пропуска тоже нет, т.е. пункты пропуска через государственную границу находятся в таком полуподвешенном состоянии, за них отвечают все, но не отвечает никто. Исходя из этого, пункты пропуска — самая незащищенная часть с точки зрения террористической безопасности, потому что пограничники не контролируют проезд или проход по пунктам пропуска автотранспорта, они осуществляют контроль виз и пересечение границы людьми.

Мы пришли с новой командой по назначению министра транспорта в марте прошлого года. Мы попытались исходя из тех ресурсов, которые выделяет государство, обеспечить хотя бы элементарную систему непропуска хотя бы контрабандной продукции ни с территории, ни на территорию Российской Федерации, за счет того, что мы максимально эффективно устанавливаем средства информационной защиты, технические средства, т.е. дооснащаем пункты пропуска для реализации контрольными органами своих полномочий.

Кроме того мы активно пытаемся построить новую систему, в которой пограничные службы будут подключены к базам данных МВД и ФСБ России по поиску лиц, которые находятся в перечне людей и организаций причисленных к террористическим организациям, эти данные хранятся в определенной базе данных, т.е. сейчас мы интегрируем пограничные органы с этими базами, с тем, что бы как вы видели на примере Санкт-Петербурга, коллеги достаточно быстро среагировали по считыванию с камер которые стоят на входе в метрополитен и при сравнении с базами данных, которые находятся у нас в закрытом доступе, смогли идентифицировать людей которые были на пунктах пропуска.

Задача по содержанию, обслуживанию, обеспечению, оснащению пунктов пропуска лежит на государстве и оно на эти цели выделяет определенные средства, но с учетом того, что у пунктов пропуска нет определенных кураторов, ни одного координирующего или контролирующего органа, в борьбе в Минфине мы проигрываем. Средства, которые выделяются на наши функции, начиная с 2014 года, постоянно уменьшаются, хотя количество пунктов пропуска растет. К сожалению, недофинансирование ведет к тому, что пункты пропуска становятся все менее и менее защищенными.

Кроме того, еще один интересный момент. С учетом единого евразийского пространства, например, между Россией и Киргизией пунктов пропуска нет, а граница Киргизии с сопредельными государствами практически не защищена ничем. К примеру, появилась информации о формировании банд на территории Киргизии, проход их к нам ничем не ограничен, тоже самое с провозом грузов. Точно такая же история на границе с Белоруссией. Пункты пропуска сняты, граница свободна. Белоруссия открыла свободный проезд через воздушное пространство пунктов пропуска в Минск по всем визам, представителям зарубежных стран, соответственно там контроля на внешней территории евразийского пространства по факту нет, можно приехать со своим паспортом разрешенной страны, сесть на автомобиль и спокойно по федеральной трассе приехал в Россию. Кто приехал и зачем, неизвестно, т.е. система тоже плохо контролируется и точно также с провозом грузов. Абсолютно так же на Российско-Казахской границе, там стоят только пограничники, нет таможенного контроля, а, следовательно, через границу идет огромное количество грузов и товаров, которые записываются условно как «сыр», а по факту привозят то, что запрещено. Государство пытается что-то делать для того, чтобы обезопасить систему и страну. Ситуация сложная, но при всем при этом работа пунктов пропуска для целей вашей конференции и наших задач, наших детей и внуков очень важна, и мы сейчас внесли в правительство следующие предложение. Каждый пункт пропуска обслуживается казенным учреждением, что означает что могут на них тратится только государственные деньги, денег не хватает. Правительство приняло решение, о то, что будут ликвидироваться госкомпании, т.к. они не эффективны, но при этом создало новую правовую форму, которую можно использовать, это форма публично правовой компании. В связи с этим мы вышли с письмом на президента, с просьбой реорганизовать казенные учреждения в публично правовые, что позволит нам на пунктах пропуска, которые будут переданы в уставной капитал публично правовых компаний под 100% управлением государства зарабатывать деньги на размещении рекламы, взимании платы за ускоренное проследование пункта пропуска, за оказание дополнительных услуг.

Наша задача до конца этого года провести реорганизацию и попробовать выстроить систему эффективно.

Список использованной литературы:

1. Транспортная стратегия России до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 11.06.2014)

Автор: ТОЛГСКАЯ Е.Р. (ФГКУ «Росгранстрой» Министерства транспорта РФ)

просмотров всего 313 , просмотров сегодня 1 

Добавить комментарий

Войти с помощью: