28.03.2024

10 самых выдающихся находок библейской археологии 2019 года

Израиль и соседние страны богаты историей. Пожалуй, ни один месяц не проходит без открытия. В 2019 году археологи обнаружили новые мозаики, церкви и деревни, связанные с библейскими текстами.

10. Происхождение филистимлян

Одно из самых интригующих библейских открытий 2019 года произошло не в песках пустыни, а в ДНК древних людей. Анализ ДНК показывает, что филистимляне мигрировали в Ханаан из Греции, Сардинии или Пиренейского полуострова около 3000 лет назад.

Происхождение филистимлян

Филистимляне неоднократно упоминаются в Библии, также о них говорят и древнеегипетские источники. Эти тексты привели археологов в город Ашкелон в Израиле, где они обнаружили артефакты, которые сильно напоминают материальную культуру Греции бронзового века. Генетический анализ показывает, что эти предметы были привезены мигрантами.

9. Алтарь на горе Айбаль

На этой горе был найден каменный объект, окруженный большим количеством обугленных костей животных, в точности соответствующим животным, которые приносили в жертву иудеи. Скорее всего, речь идёт о находке древнего алтаря. Археологи предполагают, что это и есть тот алтарь, который воздвиг преемник Моисея Иисус Навин. Ранее считалось, что этот алтарь находился на Храмовой горе, на месте постройки позднейших Храмов.

Алтарь на горе Айбаль

8. Деревня Эммаус, где Иисус появился в первый раз после воскрешения

Евангелие от Луки рассказывает о возвращении Христа после распятия. После того, как Иисус был распят, двое его учеников пошли в деревню Эммаус. По пути они встретили незнакомца, который спросил у них о том, что произошло в Иерусалиме. По преданию это был Иисус, но ученики не узнали его.

Деревня Эммаус, где Иисус появился в первый раз после воскрешения

Долгое время никто не знал, где мог находиться этот населённый пункт. И вот, группа израильских археологов при раскопках в городке Кириаф-Джарим обнаружила руины древнего поселения. Найденные фортификации, а также расстояние от Иерусалима указывают на то, что это поселение может быть деревней Эммаус, где происходили евангельские события.

7. Сторожевая башня времен царя Езекии (715 год до н. э.)

Интересно то, что останки этой древней фортификации обнаружили десантники израильской армии. Они же потом и помогали при раскопках этого сооружения, которое построили их предки, в рамках военной программы по сохранению культурного наследия.

Деревня Эммаус, где Иисус появился в первый раз после воскрешения

Сторожевая башня у основания имела размеры 5 на 3 метра. По словам археологов, она была двухэтажной.

6. Действительно ли был найден Ноев ковчег?

Месяц назад турецкие исследователи опубликовали трёхмерные георадарные снимки объекта в земле, который по очертаниям очень похож на корпус корабля. Однако турецкие власти сделали этот участок недоступным для проведения раскопок.

Действительно ли был найден Ноев ковчег?

5. Найдено царство Эдом, описанное в Библии

Царство Эдом, упоминаемое в Библии, археологам удалось обнаружить, когда они исследовали древние металлургические центры, расположенные в Аравийской пустыне. Исследователи сосредоточились на анализе содержания медного шлака, собранного с металлобрабатывающих поселений, как на показатель эффективности обработки руды. А этот анализ, в свою очередь, показал неожиданную динамику, которая была связана с историческими событиями того времени.

Найдено царство Эдом, описанное в Библии

4. Печать пророка Исайи

Во время раскопок на южном склоне Храмовой горы в Израиле была найдена печать с надписью «Исайа нэви». Нэви — это обращение, которое в ту пору применялось к самым уважаемым людям, как правило, религиозным деятелям. Учитывая датировку и то, как мало людей жило в то время, вполне может быть, что печать действительно принадлежала библейскому пророку.

Печать пророка Исайи

3. Храм, где хранился Ковчег Завета

При раскопках поселения Бейт-Шемеш археологам удалось обнаружить храм 13 века до н. э. В центре храма стоял алтарь четырёхугольной формы, похожий на стол. Археологи связывают эту находку с местом, описанном в Библии, где находился Ковчег Завета.

Храм, где хранился Ковчег Завета

2. Археологи разгадали секрет сохранности свитков Мёртвого моря

Свитки мёртвого моря — это чудо археологии. Несмотря на то, что эти древние тексты написаны на простом пергаменте, они смогли пролежать более 2000 лет в пещерах Кумрана. В этом году исследователи провели анализ одного из самых нетронутых свитков, Свитка Храма, и раскрыли секрет его сохранности. Оказалось, что он был пропитан раствором на основе минералов и солей. Состав этих минералов полностью отличается от минералов, которые находятся в самом Мёртвом море и стенах пещеры — очевидно, что свиток был намеренно пропитан специальным раствором. Возможно, это был вазелин с примесью солей. Именно этот раствор и сохранил свиток от тления и продержал в идеальном состоянии несколько тысяч лет.

Археологи разгадали секрет сохранности свитков Мёртвого моря

1. Дворец царя Давида в Хирбет Кияфе и конец библейского минимализма

В древнем городе Хирбет Кияфе была найдена дворцовая структура, датированная 10 веком до н. э., украшенное архитектурными элементами и керамическими сосудами. Здание относится ко времени, когда Иудеей правил царь Давид, и по мнению археологов дворец был его резиденцией.

Дворец царя Давида в Хирбет Кияфе и конец библейского минимализма

Это в корне разрушает представления учёных, согласно которым в древние времена не было никакого высокоразвитого Иудейского царства, каким мы знаем его из Библии. Считалось, что эту территорию населяли кочевые племена наподобие бедуинов, которые не имели ничего общего с библейским преданием. Теперь же можно смело утверждать, что Иудейское царство 10 века было хорошо организованным урбанизированным государством с социальной иерархией и административными центрами.