8 апреля 2010 года исполнилось 50 лет с тех пор, как в мире существует глобальный проект поиска внеземных цивилизаций SETI (Search for Extra-Terrestrial Intelligence). Счет можно вести с первого эксперимента под названием Ozma, проведенного в 1960 году. Главный итог полувековой работы и миллионных ассигнований: мы так и не знаем, есть ли разумная жизнь во вселенной (по версии SETI).
Как известно, поиск в рамках SETI основан на использовании радиотелескопов, то есть обнаружении и регистрации «подозрительно» упорядоченных радиосигналов, приходящих из космоса. О том, как такой проект мог возникнуть и как он дожил до наших дней, несмотря на свою неоднозначность и с научной, и с практической точек зрения, споры идут те же самые 50 лет, сколько SETI существует.
С одной стороны, шансы ученых, работающих над проектом, обнаружить сигнал от братьев по разуму кажутся совершенно ничтожными. С другой – фактор случайности или, если угодно, везучести может сыграть исследователям на руку. Но только, если за аксиому принимается наличие других разумных существ во Вселенной. У противников SETI есть ряд железобетонных аргументов, актуальность которых не гниет со временем.
Во-первых, это эффективность и самого способа, и инструментария. Скептикам кажется, что ставка исключительно на радиоволны уже сама по себе делает исследования в данной области бессмысленными. Далее приводятся данные по степени вероятности обнаружения «радиоиголки» во вселенском «стоге сена». Понятно, что они стремятся к нулю с учетом размеров изучаемой области, а также скорости распространения радиосигнала. «Что мы будем делать с радиосигналом разумных существ, если его получим, расшифруем и поймем? – спрашивают они. – Мы же не сможем ответить. То есть ответить сможем, но где гарантия, что адресат его получит, особенно если приемник расположен на расстоянии нескольких сотен (а то и тысяч) световых лет».
Кажется, что, кроме вздоха облегчения на тему того, что мы не одни во Вселенной, другого эффекта от открытия не будет. Иное дело, если послание будет содержать в себе какие-то ценные научные и/или практические данные.
Этот вопрос отлично отражен в одном из лучших фантастических фильмов современности «Контакт». Лента, кстати, как раз выявила всю сложность отношения отдельных лиц и человечества в целом к программе поиска внеземных цивилизаций. Кажется забавным, что, например, Джил Тартер, директор Калифорнийского исследовательского центра SETI, всерьез считает, что ситуация, описанная в фильме, вполне вероятна. Напомним, что героиня Джуди Фостер получила сигнал из космоса, содержащий в себе чертежи машины для перемещения в пространстве.
В истории бывали случаи, когда непонятые энтузиасты, «безумные» ученые добивались результатов. Но эти ученые работали на свой страх, риск и чаще всего на свои скромные средства. Чего не скажешь о SETI, которая имеет большое количество источников финансирования, в том числе, по мнению некоторых специалистов, и государственные.
The Sunday Times пишет, что, начавшись с 2000 долларов в 1960 году, размеры субсидий и грантов, в том числе и от NASA, достигли к 2010 году 13,1 млн. долл. А поскольку NASA содержится на деньги налогоплательщиков, то получается, что американские граждане готовы оплачивать поиски зеленых человечков их своего кармана.
Интерес к НЛО возник в Штатах после Второй мировой войны. Не последнюю роль сыграла полумифическая история с посадкой инопланетного корабля близ Розвелла. В то время американцы повсюду «встречали» пришельцев, летали с ними к звездам и даже рожали от них детей. Вероятно, поэтому возникший, можно сказать государственный, проект SETI вызвал в обществе одобрение.
Со временем «тарелок» меньше не стало. Они, как и раньше, все «атакуют» США и Великобританию с пугающим постоянством. Казалось бы, при такой частоте наблюдений даже статистически за столь долгий срок должны быть убедительные документальные свидетельства контакта. Но все факты скрывают коварные спецслужбы. А SETI меж тем продолжает радиопоиск.
Время на месте не стоит, технологии тоже. Уже десять лет как в рамках программы поиска внеземных цивилизаций существует раздел SETI@Home. Теперь каждый желающий может предоставить свой домашний компьютер для расчетов по программе SETI, используя систему распределенных вычислений. Ваш компьютер не перенапряжется, а ученым радость: соединив таким образом компьютеры по всему миру, вычислительная мощность в итоге можете перекрыть мощности самых известных мировых суперкомпьютеров.
Но деньги деньгами – их всегда мало, а проблема SETI как проекта поиска внеземного разума, кажется, вовсе не в них. То есть проект даже при скромном финансировании скорее всего будет работать еще долго с потенциалом на ближайшие 4,5 млрд. лет (пока Солнце не потухнет) и примерно с той же, что и нынче, эффективностью, если все останется как есть. Беда всех исследователей НЛО и внеземного разума, кажется, в другом.
В SETI, похоже, совершенно не берется в расчет то, что инопланетяне, если они и есть, могут обладать совершенно отличным типом мышления и представления о мире, о Вселенной, о разуме и жизни. И в этом случае контакт с ними невозможен в принципе. Человеческой трактовкой действий гостей из космоса страдают и большинство фантастических произведений и околонаучных гипотез. Всем инопланетянам, как бы они ни выглядели по замыслу авторов, приписывается человеческий стиль мышления и отсюда стиль поведения.
Но Разум может принимать такие причудливые формы, которые человек не в состоянии идентифицировать в принципе. Вероятность того, что наши соседи по Вселенной мыслят схожими с нами категориями, еще меньше, чем вероятность самого их существования. Следовательно, даже если они и используют радиосвязь, почему они должны посылать сигналы в космос? Если навскидку просмотреть сообщения об НЛО, то они насквозь пестрят чисто человеческим подходом к любому вопросу. У нас настолько мало информации о Вселенной, ее строении, свойствах, принципах и явлениях, что мы просто не можем себе представить, как складывается мыслительный процесс у потенциально возможных инопланетян.
Однако все сказанное выше вовсе не отрицает существования разумной жизни по соседству. Осталось мелочь – определить, ГДЕ живут соседи. А вдруг это не космос, то есть не то пространство, которое нам известно? Может быть, они совсем рядом, а мы их ищем на другом конце галактики. Вероятно, что с пополнением наших знаний об окружающем мире мы сможем быстрее определиться с вероятностью существования разумных существ, кроме нас. И тут, как ни странно, деньги нужны не NASA и не SETI, а, например, в ЦЕРНе, то есть в тех местах, где и теоретически, и практически исследуются, меняются, а может, и переписываются аксиомы, описывающие наш мир.