В Японии живут японцы – это знают все. Живут они там давно – тоже известно. Японцы – коренные жители Японских островов – а кто же еще? Вот тут-то нашего воображаемого ответчика можно было бы и пожурить, поскольку японцы пришли на эти острова далеко не первыми. Коренными же жителями островов являются айны – народ, который и сегодня ставит ученых в тупик.
Внешность айнов
Знакомство европейцев с айнами началось с казаков, которые по всему пути на Восток видели различных монголоидов, и вдруг на Дальнем Востоке наткнулись на людей, совершенно непохожих ни на одного монголоида.
Как писал один есаул, это были большеглазые, совершенно лишенные монголоидных черт люди с белой кожей и развитой нательной растительностью. Во всяком случае, бороды были очень густыми. Тогда айны встречались еще и на Дальнем Востоке, но и в те времена их было больше в Японии, чем в Азии.
Происхождение айнов
Здесь единого мнения нет. Даже если отбросить бредовые теории с участием инопланетян и рептилоидов, спектр будет широк. Ученые высказывают три версии:
- индоевропейское европеоидное происхождение;
- австронезийское происхождение;
- палеоазиатско-сибирское происхождение.
Делу могла бы помочь этнография и лингвистика, но и шаманско-анимистические культы айнов не обнаруживают выраженных параллелей с каким-либо народом. Язык же является строго изолированным. Внешность – тоже имеет сходство со многими, но ни с кем особенно. При этом, живя в довольно суровых условиях, айны не особо увлекались ношением одежды.
Археология показывает, что поселились они на Японских островах задолго до подданных божественного микадо – примерно 13 тысяч лет до нашей эры – еще в мезолите! Предположительно, они во время последнего обледенения смогли перейти по льду из Восточной Сибири на Японские острова.
История, культура и традиции айнов
Им удалось создать очень развитую культуру дзёмон – развитую как по технике, так и в плане искусства.
С боевыми качествами айны тоже не пасли задних. Во всяком случае, они успешно противостояли все новым и новым захватчикам. Они даже со временем оказали большое влияние на становление самурайской культуры, а некоторые уважаемые самурайские кланы и вовсе имеют айнское происхождение.
В мирное же время айны занимались в основном охотой и рыбной ловлей. Однако, когда мигрантам из Восточной Азии удалось закрепиться на островах, началась история войн, длиною в 2 тысячи лет!
Японцы долго утверждали, что один айн в бою стоит сотни японцев, и опасались вступать с ними в открытое столкновение, тем более что за айнами закрепилась еще и репутация умелых колдунов. В конце концов ставку завоевателям пришлось делать на те же качества, на которые полгались в борьбе с индейцами англичане – на хитрость и вероломство.
Постепенно айнов стали вытеснять, и часть из них перебралась на Курилы, Сахалин, Приморье и в район нижнего течения Амура. Собственно, именно там с ними и познакомился упомянутый выше есаул.
Интересно, что японские хроники описывают айнов как конченных людей, не знающих, что такое добро. Это было очень удобно для нещадного их уничтожения.
Однако когда русские и голландские путешественники познакомились с этим народом, они оставили совсем другую характеристику, описав их как очень добрых, приветливых, искренних, простых и в то же время по-своему галантных людей.
Под российским владычеством переселившимся айнам жилось несравнимо лучше. Хотя имели место быть и злоупотребления, и ясак с них брали не всегда адекватный, и казаки порой беспредельничали, но на сам айнский образ жизни никто не покушался.
Однако потом Японии отошли и Курилы, и Сахалин. Оставшихся там айнов ждала горькая участь – их переселили в резервации, где заставили работать и жить в совершенно неприемлемых для них условиях. В результате, когда это стало известно широкой общественности и очередное пятно позора легло на японцев, в живых осталось лишь 20 человек из переселенных нескольких тысяч.
Теперь в России осталось только около 100 айнов, а остальные 20–25 тысяч живут в Японии, почти полностью утратив и свою культуру, и язык, который все чаще называют мертвым.