С древних времен во всем мире существуют многочисленные легенды о героях и обычных людях, которые по своему желанию или без оного могут превращаться в разных зверей.
Существует даже особый перечень названий всех известных разновидностей оборотней. Так, ликантроп — это оборотень, принимающий волчий или подобный волчьему облик. Волколаком или волкодлаком называют ликантропа в славянской мифологии. Верфольф — оборотень у немцев и англосаксов. Кицунэ — оборотень-лисица в Японии. Аниото — люди-леопарды у народов Африки и Азии. Шелки (селки) — люди-тюлени у кельтов.
Богатырь из русских былин Вольга Святославич тоже не брезговал при случае оборачиваться «левом-зверем», «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые рога», «горностаюшком», а то и «малою птицей-пташицей». Ауж коварный Змей Горыныч только и знает, что обращается в красивого юношу, обольщая женщин. Наделен той же способностью Кощей Бессмертный. И даже в «Слове о полку Игореве» Всеслав представлен колдуном и оборотнем.
Говорят, что существует несколько способов стать оборотнем: посредством магии; в результате проклятия, укуса оборотня или будучи зачатым от него. Кроме того, оборотнем можно стать, съев мозг волка, сделав глоток воды из волчьего следа в земле или из водоема, из которого пила волчья стая, накинув волчью шубу и т.д.
При этом в наиболее наукообразных трудах говорится, что обращение происходит в результате заражения крови человека неким зловредным вирусом. Ему даже придумали название WW (Word of wolfs).
Он либо передается либо по наследству, либо, проникая в кровь, либо прививается искусственно. Причем он еще зловреднее, чем вирус ВИЧ, поскольку, как сказано в одном источнике, «областью, которую поражает вирус, является не тело, как считали в Средние века, а энергия владетеля»…
Некоторые исследователи также полагают, что оборотни в какой-то мере находятся по соседству с вампирами, о которых мы поговорим чуть позднее. Во всяком случае, считается, что один из способов убить вечно живущего вампира — с помощью укуса оборотня.
Да и сами вампиры зачастую тоже способны менять свое обличье. Так, в романе Брема Стокера «Граф Дракула» вампир по ходу действия предстает в нескольких обличьях — стариком, молодым красивым человеком, гигантской летучей мышью, большой черной собакой и т.д.
Согласно поверьям, оборотни могут обладать многими выдающимися способностями (превышающими возможности не только человека, но и животного): сверхъестественной силой, ловкостью и быстротой, ночным зрением, долгой жизнью…
Но убить оборотня все же можно, например, поразив в сердце или отрубив голову. Раны, нанесенные оборотню в зверином обличье, остаются и на его человеческом теле. Таким способом можно изобличить оборотня в живом человеке: если рана, причиненная зверю, позднее проявится у человека — то этот человек и есть тот оборотень.
Вот как, к примеру, описывает подобный случай большой знаток народных поверий Н.В. Гоголь в «Майской ночи». Когда сотник женился второй раз и удалился с молодою женою в свою опочивальню, заперлась в своей светлице и бедная панночка — его дочка от первого брака. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку,— кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, — кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее.
На стене висела отцовская сабля. Схватила ее девушка, взмахнула, и лапа с железными когтями отскочила, а кошка с визгом пропала в темном углу.
Долго не выходила из светлицы своей молодая жена сотника, а на третий день вышла с перевязанною рукой. И поняла бедная панночка, что мачеха ее ведьма-оборотень и что она ей перерубила руку.
Кроме того, как полагают, убить оборотня можно, как и другую нечисть, серебряной пулей или серебряным холодным оружием. При этом традиционные антивампирские средства в виде чеснока, святой воды и осинового кола против оборотней не действенны. После наступления смерти зверь в последний раз превращается в человека.
Превратить оборотня снова в нормального человека также можно нескольким путями: с помощью колдовства, волшебства или чудесного лекарства (в фильме «Американский оборотень в Париже» соответствующую вакцину создают в лаборатории).
Но самый верный способ — убить того оборотня, который своим укусом инициировал превращение данного человека. После смерти оборотня все обращенные им люди снова становятся нормальными.
Таковы сказки и мифы. Но что лежит в их основе? Как полагают исследователи, основой мифотворчества послужили некоторые врожденные нарушения человеческой сущности. Так, например, в 80-е годы XIX века большой популярностью пользовался Федор Евтищев — «человек-собака», с успехом выступавший в цирках и зверинцах.
Кроме того, медиками задокументированы случаи «ликантропии» — психиатрического заболевания генетического происхождения, когда человек считает себя каким-либо диким животным, к примеру, волком, и ведет себя соответственно. Другое генетическое отклонение, «врожденный гипертрихоз», вызывает обильный рост волосяного покрова на лице и верхней части туловища (именно такое заболевание было у Ф. Евтищева). Причем Федор был не единственным в своем роде — описание гипертрихоза в одной мексиканской семье проведено в 1984 году группой исследователей из Университета Гвадалахары, под руководством доктора Хосе Марии Канту.
Это исследование подтвердило работу доктора Ли Иллиса из Хемпшира, который в 1963 году представил в британское Королевское медицинское общество труд под названием «О порфирии и этимологии оборотней». В ней на основании многих фактов он пришел к заключению, что вспышки оборотничества имеют достоверное медицинское обоснование.
Речь действительно идет о тяжелой болезни, в результате которой люди теряют человеческий облик и нередко лишаются рассудка. В своей работе Ли Иллис привел около 80 случаев подобных заболеваний, описанных и изученных дипломированными врачами. Конечно, человек в этом случае не превращается в волка, но становится существом, весьма далеким от человека в его физическом и психическом понимании.
То, что болезнь передается через укусы, доктор Иллис считает чепухой. Другое дело — наследственность. Этот вариант не исключен, в некоторых случаях — закономерен. На нее влияет множество факторов, среди которых генетические отклонения, продукты и способы питания, климат.
В этой связи Ли Иллис замечает, что не случайно в западной Европе оборотничество иногда охватывало целые селения, наиболее частыми такие случаи были в Швеции и Швейцарии, а например Цейлон вообще не знаком с подобной бедой.
Открытие Ли Иллиса, безусловно, сенсационно. Однако и оно не дает ответа на ряд вопросов, главный из которых такой: каким образом оборотень вновь приобретает человеческий облик, причем иногда очень быстро?
Сам Иллис считает такое «обратное превращение» теоретически возможным, но практически маловероятным. Однако легенды свидетельствуют об обратном. Таким образом, загадка человека-волка до конца не раскрыта.