В последний раз ассирийские рельефы, высеченные на скалах, были обнаружены в 1845 году.
Ученные отмечают, что барельефы высечены на берегах древнего канала длиной четыре мили, который был выкопан в 8−7 веке до нашей эры для орошения полей.
При раскопках в округе Фаида в Ираке экспедиция итальянских и курдских археологов раскопала редкие наскальные барельефы ассирийской эпохи.
В последний раз ассирийские рельефы, высеченные на скалах, а не на стенах дворца, были обнаружены еще в 1845 году. Они были открыты французским консулом Симоном Руэ.
На найденных рельефах изображен правитель, который, как полагают, является ассирийским царем Саргоном II (ок. 722−705 гг. до н.э.). Правитель возглавляет своеобразный парад ассирийских божеств и животных.
Следом за ним движутся боги, стоящие на спинах животных. Верховный бог Ашшур стоит на драконе и рогатом льве, его жена Мулиссу — на льве, богиня Иштар — также на льве, бог Солнца Шамаш — на лошади, бог Луны Син — на рогатом льве, бог бури Адад — на рогатом льве и быке, бог мудрости Набу — на драконе. Замыкает процессию снова Саргон II. Животные, на которых изображены боги, смотрят направо, в направлении потока, протекающего через канал.
Интересно, что верхние части трех рельефов были обнаружены британскими археологами в 1973 году, но постоянные столкновения между курдами и правительством Ирака сделали невозможным дальнейшее исследование. В 2012 году археологи воспользовались небольшим окном в конфликтах, чтобы обнаружить еще шесть рельефов. В 2014 ИГИЛ заняло регион и линия фронта находилась в 15 милях от драгоценных рельефов. К счастью, они были настолько мало известны, что не попались на глаза мародерам.
Новая экспедиция использовала передовые технологии, включая лазерное сканирование и цифровую фотограмметрию, для записи каждой детали каменных панелей и их контекста. Дрон предоставил аэрофотоснимки высокого разрешения, которые позволят исследователям составить карту всей сети каналов.
Эти уникальные рельефы все еще находятся под постоянной угрозой. Мародеры повредили одну из панелей в мае прошлого года в попытке украсть ее. Строительство конюшни местным фермером нанесло дополнительный урон другой панели. Растущая застройка также представляет собой серьезную угрозу.
«Открытие показывает, что такие произведения искусства были не только в царских дворцах, но и везде, даже там, где крестьяне брали воду из каналов для своих полей», — сказал археолог Гарвардского университета Джейсон Ур, который занимается исследованием древних водных систем в регионе.