Не следует думать, будто только в Новое время появились закулисные силы, внешние по отношению к правительствам любых государств, влияющие на мировую политику.
Пифии
Оракул в Дельфах, в греческой области Фокида, у подножия горы Парнас, почитался издревле. Этот культ возник ещё до прихода эллинов, как явствует из того, что греки изначально считали этот оракул принадлежащим хтонической богине Гее и только потом посвятили его олимпийскому богу Аполлону.
Прорицательницами становились жрицы – пифии. Пифиями их прозвали потому, что в доэллинское время храм считался охраняемым драконом Пифо (название рода змей – питоны – однокоренное с этим словом). Существовал особый институт отбора этих жриц и передачи ими мастерства (ученичества), но о нём ничего неизвестно, кроме того, что он был. Пифии изрекали свои пророчества в состоянии транса, восседая на треножнике над расщелиной в скале, из которой поднимались какие-то испарения.
Земля Греции полна проявлений вулканических сил, но в настоящее время никаких курящихся трещин на склоне Парнаса не наблюдается. Впрочем, возможно, именно угасание подземных стихий в этом месте привело к прекращению деятельности дельфийского оракула ещё в эпоху римского владычества. Правда, не все историки согласны с тем, что пифии вдыхали подземные (вероятно, серные) испарения, и считают, что речь должна идти об особых снадобьях.
Двусмысленные изречения
Дельфийский оракул почитался не только в Греции, но и в других странах. С этим связаны две наиболее известные истории про то, как пифия изрекала предсказания в нарочито двусмысленной форме.
Первая относится к последнему царю Лидии (в Малой Азии) Крёзу. Задумав выступить на войну против усиливающейся Персидской державы, он вопросил оракула об исходе задуманного предприятия. На что получил ответ, что если перейдёт реку (пограничную), то погубит великое царство. Крёз решил, что речь идёт о Персии и только будучи разбит персами и взят ими в плен (в плену он покончил с собой), понял, что погубил великое царство – своё собственное.
Вторая история относится к раннему Риму и, весьма возможно, была придумана римлянами поздно, когда им хотелось показать свою причастность к древнегреческой культуре. В составе посольства, отправленном последнем римским (этрусским) царём Тарквинием Гордым в Дельфы, вместе с царскими сыновьями находился некий Брут. Когда оракула вопросили, кто из присутствующих наследует царство, пифия ответила: «Кто первым поцелует свою мать». Брут якобы споткнулся в этот момент и упал и незаметно для присутствующих поцеловал землю – мать всего живого (напомним, что храм в Дельфах издревле был посвящен Гее). По возвращении в Рим Брут возглавил восстание против этрусского владычества, закончившееся изгнанием царей и провозглашением республики.
Тайные вершители политики
Формальными субъектами политики в древней Греции были полисы – города-государства. Но религиозные объединения вокруг храмов, куда входили различные полисы, играли огромную политическую роль как регуляторы межгосударственных отношений. Эта роль пока ещё не в полной мере прояснена историками.
Дельфийский оракул разработал логистику Великой греческой колонизации, развернувшейся в VIII-V вв. до н.э. Каждый полис, собиравшийся вывести колонию, посылал посольство в Дельфы, и там ему указывали, где именно нужно колонию основать. Из этого следует, что жрецам Аполлона была очень хорошо известна географическая и политическая обстановка в Средиземноморском и Черноморском регионах, а сама Великая колонизация, длившаяся четыре столетия, имела чётко продуманный план.
Нечего и говорить, что все посольства к оракулу сопровождались богатыми дарами. Наверное, поэтому пифии в какой-то момент перешли от изречений пророчеств всего по разу в год сначала на ежемесячный, а потом и на ежедневный «график работ».