Во Франции 45-летний мужчина пострадал от сильнейшего сердечного приступа. Интенсивный массаж сердца не привел его в чувство, и он скончался еще по дороге в ближайшую больницу. Когда французские доктора начали готовить тело умершего к трансплантации органов, он задышал.
Зрачки мужчины стали реагировать на свет, налицо были все признаки того, что он может чувствовать боль. В итоге, сердце мужчины забилось. А через несколько недель он уже мог ходить и говорить. Это происшествие вызвало много споров в области медицинской этики.
«Данная ситуация – поразительное доказательство тому, что реанимация – не до конца исследованная область медицины. Все еще открытым вопросом остаются критерии, по которым можно констатировать смерть человека,» — говорится в сообщении Комитета по Этике Франции.
Случай спровоцировал перепалку между докторами и прессой: газета Le Monde посвятила целую полосу статье под заголовком «Донор не был мертв!»
Главным предметом обсуждений для Комитета по Этике стал статус человека, попавшего в реанимацию: является ли он пациентом, которого необходимо спасти, или же потенциальным донором.
Больница, в которую попал счастливчик – одна из девяти по всей Франции, где разрешена трансплантация органов пациентов, умерших от сердечного приступа. Эта программа была запущена в 2007 году. В других больницах трансплантация также возможна, но «в ход» сердечники не идут.
Программа была запущена, чтобы найти новые «источники» органов, как бы ужасно это ни звучало… Дело в том, что во Франции органов ждут более чем 13 000 человек, а в прошлом году 231 умерли, так и не дождавшись доноров.
Дирекция государственных больничных учреждений в Париже учредила специальный комитет для разрешения этических вопросов. Комитет, сформированный из медиков-профессионалов, занимающихся и реанимированием, и трансплантацией, опубликовал свои выводы на сайте Дирекции:
Если проводить реанимацию чуть дольше, то возможно вернуть пациента к жизни. Все члены комитета признали, что эти случаи – исключительные, но все-таки встречающиеся в практике каждого.
В России странах СНГ в донорских органах нуждаются 75000 человек. Из них 48 000 необходима почка.
В нашей стране по закону смерть должна констатироваться консилиумом врачей, после процедуры, устанавливающей гибель головного мозга. Если после смерти близкие родственники или законный представитель потенциального донора заявили о своем несогласии на изъятие органов, то врачи не имеют никакого права на трансплантацию.