Тибетская мандала в дословном переводе означает «круг» или «диск» и несведущим в древних практиках напоминает картины кубистов. Кто-то возможно даже прикупил необычную картину в свой дом и повесил на стену. А между тем в подобных произведениях искусства заложено знание наших мудрых предков, которое, правда, невооруженным взглядом не увидишь.
Если смотреть на мандалу поверхностно, то ничего особенного не заметишь кроме круга, вписанного в квадрат, который, в свою очередь, также находится внутри круга. Это всего лишь символическая форма, в которой большой круг подразумевает Вселенную, квадрат — 4 стороны света, а внутренний круг — божественную силу. Но если капнуть глубже — войти в медитативное состояние, устремить взор в центр и просто созерцать — сознанию откроются тайны тибетских монахов. Образно говоря, мандала — это своеобразный язык общения, постигнуть который только сознанием невозможно. Для этого необходимо раскрытие собственного внутреннего мира и умение ни о чем не думать.
В западный мир тибетское знание принес Далай Лама XIV, Тензин Гьяцо, который в период наступления коммунистического Китая иммигрировал вместе с единомышленниками в свободную Индию. Радушные индусы с распростертыми объятиями приняли беглых соседей и проявили огромный интерес к буддистскому наследию. Тибетцы сначала щедро одаривали знанием желающих на новой территории, а впоследствии, заручившись разрешением Гьяцо, устремились во все концы света с выставками мандал. Делалось это с целью сохранить уникальную духовную культуру Тибета.
До китайской оккупации Тибет был очень богатой страной и для изготовления мандал использовались размельченные полудрагоценные камни (бирюзы, яшмы, малахита, жемчуга, кораллы с их яркими и насыщенными естественными красками), теперь же монахам не остается ничего другого, как разбивать мрамор на мелкие кусочки и окрашивать песок. Именно эти материалы придают схожую яркость и блеск творениям, завораживающим своей красотой и таинственностью.
Мандалы также рисуются красками, выкладываются песком, рисом, зернами, имеют разные формы — плоские и объёмные. В частности, очень завораживает процесс построения огромных песочных мандал, над которыми обычно трудится несколько монахов. При этом руками выкладываются только самые крупные кусочки мрамора, основная же работа выполняется при помощи особых конусообразных металлических трубочек, которые по-тибетски называются «чакпу». Процесс этот довольно длительный и может занимать до 10 дней, включающих массу ритуалов по очищению зала, поклонению высшим энергиям, непосредственно изготовлению и затем разрушению творения.
Зачем уничтожать, спросите вы? А потому что монахов интересует сам процесс построения, во время которого они пребывают в медитации, а не результат. Присутствующие в ходе этого процесса отмечают, что в здании обычно царит атмосфера спокойствия и умиротворения. Песок от разрушенной мандалы обладает мощным энергетическим зарядом и поэтому не выбрасывается, а предлагается в качестве подношения духам воды в местной реке или море.
Изображения мандал на сегодняшний день весьма доступны, следовательно, прочувствовать их действие на себе возможно в домашних условиях. Поставьте картину перед собой на расстоянии30-40 смот глаз и сосредоточьтесь на центре. Постарайтесь отбросить все мысли и просто созерцать, желательно не моргая. Через некоторое время вы заметите изменения в изображении — оно начнет приобретать формы, темнеть с боков или усиливаться в цвете в центре. Продолжайте смотреть и отмечать изменения внутреннего состояния.
Как бы мы ни относились к мандале: как к захватывающему дух произведению искусства или к священному объекту, достойному поклонения, она дарит нам столько благословений, сколько мельчайших песчинок уходит на ее построение. Она избавляет нас от болезней, омрачений, страхов и дурных помыслов.
Это наша 1000-ая статья на нашем сайте. Немного, однако это лишь начало. Будем развиваться и радовать наших читателей новыми и новыми статьями, которые позволят узнать много нового.