Церковь долгое время пыталась подвергнуть цензуре результаты Галилео Галилея, однако знания распространились, и люди начали понимать, что во Вселенной есть и другие миры. Но похожи ли эти планеты на наши и есть ли там живые существа? Постепенно даже религиозные представители смирились с положением вещей и начали искать ответы на эти вопросы.
Если Бог создал другие миры, то он должен был заселить их жизнью, ведь ничего не создается в этой Вселенной напрасно. Например, богослов Томас Бернет писал:
«Сам Бог сформировал Землю, чтобы она была обитаемой. Это верно для нашей планеты и для любого другого мира. Какой смысл строить дом, если в нем никто не живет?».
Вслед за этим опубликовали несколько книг, в которых описывалось, какими могли быть пришельцы на других планетах. Конечно, здесь отметился отпечаток религии, поэтому другие существа напоминали людей.
Ранние астрономы начали сомневаться, будут ли другие миры напоминать земной. Здесь изображен разговор Коперника с Богом
Видение пришельцев
Возможно, первый научно-фантастический роман появился в 1634 году. Это книга «Somnium», написанная Иоганном Кеплером. Он был серьезным ученым, поэтому использовал все доступные знания, чтобы детально описать Луну и ее возможных жителей. Он считал, что ночь длилась 15 дней, и было намного холоднее, чем на Земле. А вот на дневной стороне должна наблюдаться сильная жара.
Кеплер считал, что лунные существа должны были приспособиться к этим экстремальным условиям. Некоторые ложились в спячку, а другие нарастили жесткие панцири и прочие средства защиты.
В книге ученого Афанасия Кирхера, написанной в 1656 году, Луна оказалась пригодной для жизни. Ее пейзажи включали горы, озера, океаны, реки и острова. Даже в «Потерянном рае» (1667) Джона Мильтона ангел с Адамом обсуждают возможность жизни в других мирах. Но ангел советует Адаму не мечтать о других планетах, потому что Бог не хочет, чтобы мы постигали эти знания.
Французский математик Бернар де Фонтенель не боялся мечтать и всегда пытался понять, каких существ можно встретить на других планетах. Он даже попытался ответить на это уникальным способом. Ученый говорил, что планеты должны напоминать земную структуру, но их условия будут отличаться.
Например, де Фонтенель считал, что Меркурий окажется невероятно жарким, поэтому местные жители обязаны уметь справляться с такими условиями физически, но это отразиться на характере.
Но исследователь столкнулся с распространенной проблемой в те времена – нехватка информации. Можно было работать лишь с примерным размером планет и их дистанцией к Солнцу. Было невозможно понять, есть ли у планет атмосферы, какая температура днем и ночью, скорость вращения и т.д.
Но де Фонтенель не остановился и даже описал характер существ. Он считал, что на Меркурии должны жить буйные, легковозбудимые и вспыльчивые люди. Ученый писал:
«Они напоминают мавров Гранады. Это маленькие, темнокожие и сожженные Солнцем существа. В их характере много огня и остроумия. Они возбуждены, пишут стихи, увлекаются музыкой и постоянно устраивают карнавалы и шумные праздники с танцами».
В ранних научно-фантастических романах пытались понять, как могут выглядеть пришельцы. На картине – Святой Вольфганг и дьявол
А вот существа на Венере постоянно флиртовали. Здесь просматривается аналогия с тем, что Венера была богиней любви у римлян. На гигантском Юпитере жили только мудрецы и философы, отрекшиеся от плотских утех и всего земного. На Сатурне невероятно холодно, поэтому существа предпочитали жить на одном месте и никогда не покидали своих домов. Интересно, что де Фонтенель посчитал Луну необитаемой из-за ее тонкой атмосферы.
С ним не согласился Габриэль Даниэль, который описывал лунных существ в качестве невероятно моральных и духовных личностей с огромной физической силой. Они были настолько развиты, что перемещались только за счет усилия воли! Впервые лунных гуманоидов с медным цветом кожи описал Ральф Моррис в 1751 году.
До наших дней дошло огромное множество описаний потенциальных пришельцев. Современные знания позволили разнообразить их жуткими существами, вроде Чужого. Но ценность этих книг заключается в том, что люди расширили свое понимание Вселенной. Теперь мы смотрим в космос с надеждой, что не одни, и кто-то дружелюбный и развитый однажды откликнется на наш зов.