Таинственная культура Хуншань исчезла тысячи лет назад, но ее создатели оставили после себя удивительные произведения искусства, восхищающие до сих пор. Лишь сравнительно недавно стало ясно, что эта культура сыграла жизненно важную роль в истории древнего Китая.
Нефритовый дракон культуры Хуншань
На протяжении долгого времени считалось, что китайская цивилизация зародилась в бассейне Хуанхэ — Желтой реки. Исторические предания сохранили память о первой династии императоров Ся, правившей приблизительно с 2070 по 765 г. до н.э.
Однако задолго до появлении этой легендарной династии в других областях Китая существовали культуры еще более древние.
Одной из самых ранних является неолитическая культура Хуншань, возникшая приблизительно 6500 лет назад на землях, лежащих между Внутренней Монголией и современными китайскими провинциями Ляонин и Хэбэй.
Расцвет ее пришелся на 4700—2900 гг. до н.э. В конечном счете именно люди культуры Хуншань, как предполагается, создали первое государственное образование на территории Китая. Они первыми начали обрабатывать нефрит, вырезая из него удивительные по совершенству фигурки и украшения.
По видимому, они считали его священным камнем, поскольку нефритовые изделия часто находят в могилах, относящихся к этой культуре. Считается, что именно в эпоху Хуншань в Китае зародился культ дракона.
Именно этим периодом датируется самое раннее дошедшее до наших дней изображение дракона, вырезанное также из нефрита. Мотив дракона часто присутствует в произведениях древних мастеров культуры Хуншань, к числу которых принадлежат не только резные нефритовые изделия, но и расписная керамика.
Археологические исследования последних лет позволили узнать немало интересного о жизни этого древнего народа, однако очень многое из того, что касается его духовной и обыденной жизни, все еще покрыто тайной.
Известно, например, что люди Хуншань, подобно некоторым другим народам древности, строили пирамиды. Одну из таких пирамид китайские археологи обнаружили в 2001 г. на севере Китая, в области Внутренняя Монголия. Возраст ее составляет более 1000 лет.
На вершине этого трехъярусного сооружения найдены руины алтаря, каменная статуя богини высотой в человеческий рост и семь захоронений. В погребениях, а также поблизости от алтаря, отыскалось немало нефритовых украшений и статуэток.
Некоторые из фигурок изображают существ, совершенно не похожих ни на одного современного обитателя нашей планеты. В попытках объяснить их символику ученые просто сломали себе головы.
Кто-то полагает, что это изображения демонов или духов, связанные с шаманскими ритуалами, кто-то видит и них стилизованные изображения свиней (свинья в культуре Хуншань являлась священным животным), другие считают, что это просто люди в страшных масках.
Есть предположения, что речь здесь может идти о каких-то мифологических существах, связанных с культом изобилия, а может быть, в таком виде люди культуры Хуншань представляли себе бога Солнца.
В кругах приверженцев паранормального бытует мнение, что нефритовые фигурки культуры Хуншань изображают космических пришельцев, и сторонников этой гипотезы можно понять: уж слишком «не по земному» выглядят странные статуэтки.
Тщательность изготовления, отличающая эти произведения древних резчиков, заставляет предположить, что статуэтки предназначались для религиозных церемоний и обрядов. Интересно, что ни в одной другой китайской культуре подобные изображения неизвестны.
Точно так же не имеют аналогов в традициях Древнего Китая массивные — выше человеческого роста — статуи загадочных божеств, найденные в подземном храме Нюхэлян, наиболее впечатляющем памятнике древней цивилизации Хуншань.
Обнаруженный в 1983 г., этот огромный религиозный центр является самым значительным памятником духовного наследия культуры Хуншань. Центральным пунктом святилища, охватывающей территорию в 50 квадратных километров, служит подземный храм, где поклонялись богине плодородия и каким-то неведомым богам, о которых не сохранилось никакой памяти.
Археологи нашли здесь фрагмент глиняной скульптуры, изображающей голову женщины с глазами, инкрустированными нефритом, и массивные фигуры божеств, размерами в три человеческих роста, изготовленные из дерева и соломы и обмазанные глиной. По одной из версий, подземный храм был посвящен богине плодородия, но что были призваны изображать эти огромные глиняные истуканы, остается неясным.
Ритуальный комплекс Нюхэлян иногда сравнивают с британские Стоунхенджем, поскольку ряд его сооружений — вертикальные камни каменные круги и т.п. — явно имеет астрономический характер. Возможно, эти ориентиры использовались для фиксации точек восхода и захода солнца в дни солнцестояния и равноденствия, а также наблюдений за другими астрономическими явлениями.
Очевидно, в святилище Нюхэлян совершались сложные ритуалы, связанные с культом небес и земли Характер их все еще остается неясным, равно как и система религиозных представлений людей Хуншань, и только дальнейшие исследования, возможно, дадут ответы на все имеющиеся вопросы и прольют свет на тайну загадочных существ, образы которых с такой тщательностью запечатлели в нефрите мастера древнего народа.