«Преподобный Савва избрал для своей обители страшную долину Огненную, нагую, мертвую теснину в пустыне Иудейской», — писал об этом монастыре Иван Бунин. Монастырь Мар Саба по праву считают жемчужиной в Иудейской пустыне. Но обитель поражает не только своей красотой. Мар Саба настолько огромен и величествен, что больше напоминает крепость.
Однако увидеть это чудо удается далеко не каждому. Как такое может быть в маленькой стране, где все туристические тропы исхожены вдоль и поперек? Во-первых, Мар Саба находится на территории Палестины, куда не ходят туристические автобусы из Израиля. Как известно, палестинские святыни официальный Тель-Авив не признает.
Даже гражданам Израиля, к которым относятся гиды и водители автобусов, посещение территории, находящейся под контролем арабов, правительством запрещено. Во-вторых, обитель затерялась в ущельях иудейских гор. От Иерусалима вроде рукой подать – всего-то 14 км, до Вифлеема еще меньше.
Но лишь часть пути можно преодолеть на машине, а значительную часть надо идти пешком по выжженной пустыне под палящим южным солнцем, карабкаться по скалам и лезть в гору по каменистой тропинке. Охотников до такого экстрима немного. Однако дело даже не в этом — в Мар Саба вообще не пускают женщин.
Вход закрыт даже животным женского пола. А учитывая, что большинство богомольцев в любом православном монастыре — это женщины, как правило, русские, понятно, почему чудесная лавра не пользуется большим вниманием со стороны пилигримов. Тем не менее, это нисколько не умаляет ее достоинств.
Греко-православный монастырь Мар Саба это не просто какая-то отдаленная обитель, в которой собрался десяток монахов-затворников. Это идеология, последний оплот веры, авторитет, наконец, особый устав, который действует в течение многих столетий, точнее, полторы тысячи лет.
Связано это с тем, что лавра находится вдали от мира, и это делает ее едва ли не единственным по-настоящему отшельническим монастырем Востока. Кроме того, здесь веками существует особый порядок отбора насельников.
Бывает, служители церкви проводят долгие годы в ожидании разрешения на въезд в стены монастыря и почитают получение оного за большую честь и доверие со стороны патриархии. Мужчинам дозволяется не только осмотреть лавру, но и при желании остаться там не некоторое время для участия в полном цикле богослужений.
Однако это не означает, что каждый может претендовать на место среди монахов. Отбор настолько строгий, насколько строгим является и монастырский устав, известный среди православных как Иерусалимский.
Устав преподобного Саввы в большей степени регламентирует порядок богослужений, хотя и описывает монашеские традиции палестинских монастырей VI века. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году, когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров.
Богослужение проходит ночью. В обычные дни оно начинается примерно в 1.30 ночи и продолжается до 6.30. В особо торжественные и праздничные дни ночная служба начинается еще раньше — около 23.00 по израильскому времени.
В отличие от большинства церквей на Ближнем Востоке, в Мар Сабе глубокая исповедь и приготовление к таинству святого причащения не являются формальностью. Исповедует всегда сам игумен на греческом языке, как правило, у себя в кабинете. Игумен является опытным духовником, к которому ходят исповедовать грехи многие палестинские священники из окрестных городов и деревень.
В лавре святого Саввы сделано все для того, чтобы полностью отрешиться от мира. Там нет электричества, не работает сотовая связь. Основные постройки монастыря окружены величественной каменной стеной. Устав совершается не по израильскому времени, а по византийскому, которое определяется по солнцу.
Порядок в монастыре установил Савва – монах, прибывший в поисках уединения в Иудейскую пустыню из Каппадокии около 484 года. Богомолец отрыл пещеру и взялся за монашеский подвиг вдали от людских глаз.
Слава об отшельнике разошлась по всему Ближнему Востоку, и вскоре у него появились последователи. Совместными усилиями была сооружена лавра – монастырь на горе Азазель. Но многие иноки жили также в простирающейся на многие километры пустыне и собирались раз в неделю для совместного богослужения.
Они ютились в собственноручно выдолбленных в скалах пещерах. Савва установил в обители чрезвычайно строгие порядки, монахи жили скромно, даже аскетично. Но именно благодаря этому обитель пользовалась большим авторитетом и уважением.
Сам император Юстиниан поддерживал лавру. При нем были построены укрепленные монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. К концу жизни Саввы в обители подвизалось около 5 000 монахов.
После смерти нетленные мощи Саввы хранились в Благовещенском храме. Сначала его гробница располагалась в небольшой купольной усыпальнице на центральной площади монастыря. Однако в 1256 году останки были вывезены в Венецию крестоносцами и помещены в церковь Сан Антонио.
12 ноября 1965 года мощи были возвращены в лавру Саввы Освященного в качестве жеста доброй воли папы Павла VI. По сей день в Венеции находится монашеский крест преподобного Саввы, сделанный, по преданию, из древа Животворящего Креста Господня.
За время своего существования монашеская жизнь в лавре никогда не прекращалась, хотя лавра многократно разрушалась и восстанавливалась вновь. Окончательно монастырь восстановила Россия, считавшая себя преемницей Византии, в 1840 году.
В наше время настоятелем обители является иерусалимский патриарх, а управляет монастырем назначаемый им игумен в сане архимандрита и двое помощников. Утром, после скудной трапезы, врата монастыря открываются для немногочисленных посетителей, и до заката туда можно попасть.
Монастырь очень популярен среди не только местных палестинских христиан, но и мусульман, поскольку кормит жителей близлежащих деревень. Мальчишки из соседней деревни Убедийе легко взбираются к стенам монастыря, да и степенные отцы семейств тоже любят посидеть у башни Юстиниана, любуясь красотой пустынных пейзажей и слушая шум воды ручья, протекающего в Кедронском ущелье под стенами обители.