Почти все суда, носившие имя адмирала Нахимова, потерпели кораблекрушение. Первой в этом списке оказалась грузовая шхуна, построенная в Одессе в 1895 году и перевозившая зерно к берегам Турции, которая через два года после спуска на воду во время шторма затонула вместе с экипажем неподалеку от пролива Босфор.
МОРЕ ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ
Вторым стал броненосец «Адмирал Нахимов», который во время Цусимского сражения в 1905 году получил несколько пробоин, но не пошел ко дну.
Корабль окружили японские миноносцы и предложили сдаться, однако командир крейсера Н. Родионов высадил команду в спущенные шлюпки, открыл кингстоны и вместе с крейсером пошел ко дну. Как говорят, история оказалась не чужда мистики, поскольку капитана напором воды выбросило наверх, и он остался жив.
Третьим в списке был легкий крейсер «Адмирал Нахимов», заложенный на верфях Николаева в 1912 году. С самого начала его преследовали различного рода неприятности. Так, например, еще не до конца достроенный корабль отступающие бело-гвардейцы решили буксировать до Одессы, но поторопились и прочно посадили его на мель.
Достроили корабль лишь при Советах в 1926 году, решив дать ему новое название — «Червона Украина», однако мистическое проклятие первого имени за ним сохранилось. 12 ноября 1941 года корабль погиб во время прямого попадания немецкой авиабомбы, когда он находился на рейде в Цемесской бухте.
Следующий крейсер «Адмирал Нахимов», построенный уже после Великой Отечественной войны, в 1950-х годах, был использован для испытания глубинной атомной бомбы, которую взорвали под его днищем. Корабль уцелел, но начал «светиться» в результате сильного радиоактивного заражения. Дезактивация не помогла, и крейсер употребили в качестве мишени, расстреляв ракетами в июне 1961 года.
Продолжило трагический перечень гражданское научно-исследовательское судно «Нахимов», которое при загадочных обстоятельствах затонуло у причала. В 1973 году оно сильно обледенело и перевернулось. Спаслась только половина экипажа.
Шестым в мрачном списке оказался большой противолодочный корабль «Адмирал Нахимов», построенный в 1971 году на верфях в Ленинграде. В 1986 году на маневрах в условиях плохой видимости корабль столкнулся с нашей подводной лодкой и, получив огромную пробоину ниже ватерлинии, с большим трудом добрался до базы. Начатые было ремонт и модернизация судна были признаны нецелесообразными, и в 1993 году корабль был продан частной индийской компании на металлолом.
Однако его злоключения не закончились, поскольку в том же году, по пути к месту его разделки, судно село на мель. Установлено, что еще задолго до списания злополучного судна на нем постоянно случались различного рода мелкие аварии — то начинали отказывать приборы, то кто-нибудь из команды вдруг падал за борт. Многие утверждали, что неоднократно видели в нижних помещениях корабля призрак моряка в старинной матросской робе, что добавляло мистики всей этой истории…
Последним на сегодняшний день случаем оказалась трагическая история с буксиром «Адмирал Нахимов», который по неизвестной причине перевернулся и затонул в Азовском море в начале декабря 2003 года.
Никто из находившихся на нем людей не утонул — всех пострадавших выловило проходившее мимо судно. Специалисты не могли списать это на шторм, поскольку волнение моря в то время не превышало двух баллов и не могло быть причиной аварии.
САМАЯ СТРАШНАЯ КАТАСТРОФА
Но самой значительной по количеству жертв стала катастрофа, случившаяся в 1986 году с круизным лайнером «Адмирал Нахимов», направлявшимся из Новороссийска в Сочи и под завязку набитым туристами. В Цемесской бухте он столкнулся с сухогрузом «Петр Васев».
Сам «Васев» почти не пострадал, а «Адмирал Нахимов» получил гигантскую пробоину и в течение нескольких минут ушел на дно, утянув за собой 423 человек, причем некоторые пассажиры, упавшие с палубы, были просто изрублены винтами работающего двигателя. Капитан злополучного корабля остался жив, хотя совсем не умел плавать…
Уже после катастрофы установили, что на судне был недостаток спасательных шлюпок, а те, которые имелись, сильно проржавели и даже приржавели к своим стойкам: оторвать их от палубы было практически невозможно. Да и окажись исправных шлюпок достаточно, ими бы успели воспользоваться очень немногие, поскольку лайнер ушел на дно за 8 минут.
Во время исследования утонувшего корабля погибли два водолаза, после чего все поисковые работы на дне были прекращены. Сегодня весь район крушения лайнера в радиусе около полукилометра официально считается местом захоронения жертв катастрофы, где запрещены какие-либо работы, нарушающие покой мертвецов.
За несколько месяцев до трагедии ленинградское издательство «Судостроение» издало книгу Уолтера Лорда «Последняя ночь», повествующую о гибели «Титаника», несколько экземпляров которой водолазы потом обнаружили среди вещей пассажиров. Не случайно этот корабль называли «русским «Титаником».
Любопытно и вот что: незадолго до крушения киностудия «Мосфильм» зафрахтовала это судно для съемок художественного фильма «Катастрофа».
После ужасной трагедии с круизным лайнером «Адмирал Нахимов» новоафонские монахи вспомнили о давнем пророчестве старца Тихона. Дело в том, что неподалеку от Новороссийска большевики в свое время утопили баржу с 400 монахами. И старец якобы предрек тогда, что на месте трагической расправы через 50 с лишним лет случится самая крупная на Черном море катастрофа…
Уцелевшие после трагедии пассажиры вспоминали, как на корабль прилетели и сели на мачту два аиста, которых не пугала ни музыка из бара, ни человеческие голоса. В это время один из пассажиров произнес: «Птицы сидят порознь — это к разлуке…» Чуть позже при крушении лайнера у этого пассажира погибли жена и ребенок.
В наши дни существует только один корабль с этим мистическим именем — тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов», который, правда, с 1999 года находится на модернизации и ремонте, а его атомные реакторы заглушены.
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
Парапсихологов давно интересует мистика «Нахимовых». Надо сказать, в истории морского флота подобное случалось не так уж и редко. Это явление относится исследователями к разряду синхронности — редкой и необъяснимой с позиций официальной науки и самого здравого смысла согласованности событий, их повторяемости во времени в различных вариантах.
По одной из наиболее известных версий, корабли с названием «Адмирал Нахимов» стали жертвами «проклятия имени».
В чем же вина Павла Нахимова?
Известно, что П. С. Нахимов был истинным патриотом России, не мыслил жизни без моря, отдав флоту все свои духовные устремления, денежные сбережения и все свое свободное время. Того же он ждал и требовал от своих подчиненных, удивляясь, что кто-то думает и ведет себя иначе.
Для него было страшным ударом решение командования затопить русские военные корабли на входе в Севастопольскую бухту во время Крымской войны в 1854 году, чтобы преградить ими путь к берегу англо-французской эскадре. Но иного пути для России в то время не было.
Потрясенный до слез, адмирал в окружении большого количества офицеров и матросов якобы в сердцах воскликнул: «Никогда больше ноги моей не будет на палубе корабля!..» Так и случилось: вскоре прославленный адмирал погиб от пули французского стрелка.
Существует предположение, что после затопления российских кораблей испытывающий сильнейшую душевную боль Нахимов начал намеренно искать смерти на редутах побережья, куда перенаправили все пушки с обреченных кораблей. Нахимов, находясь в состоянии душевного слома, называл себя малоуспешным адмиралом и просил не давать его имя каким-либо судам…
Аркадий ВЯТКИН