В своих рубриках мы уже немало рассказывали о древнеиндийских виманах, летательных аппаратах далекого прошлого, даже об их конструкциях и принципах работы двигателя. Мы упоминали о том, что «боги», вероятнее всего, использовали в виманах «магнитный вихрь» в качестве источника энергии, а уже люди, получившие в распоряжение это устройство, заменили подъемную силу на ртуть, которой располагали в больших количествах и знали ее свойства. И такие аппараты тоже могли летать! Этому есть прямое подтверждение не только в далекой древности, но и гораздо ближе к современности…
Имя человека, снова поднявшего в воздух модифицированную «виману» уже в 18-м веке нашей эры — Андреа Гримальди. Задолго до первого официального полета братьев Райт в 1903 годк! Знают о нем весьма немногие. Гримальди, будучи монахом из Италии, тщательно изучал древнеиндийские трактаты и сумел построить летающую установку по тем принципам, которые в них были заложены. В качестве движущей силы он использовал именно ртуть…
Сегодня эксперты только предполагают, что поток ртути, разогнанный по кольцевому пути до больших скоростей, созидает вокруг «виманы» гравимагнитное поле большой напряженности, вследствие чего образуется необходимая для полета подъемная сила. Почему именно ртуть способна на это? Все дело в том, что для получения максимальной подъемной силы в качестве рабочего тела необходимо выбрать вещество, обладающее наибольшей объемной плотностью. Этому условию отвечает именно ртуть — или же соединения на ее основе.
Еще раз вспомним описание виманы из древнеиндийского трактата: «Сильным и прочным должно быть его тело, сделанное из легкого материала, подобное большой летящей птице. Внутри следует поместить устройство с ртутью и с железным подогревающим устройством под ним. Посредством силы, которая таится в ртути и которая приводит в движение несущий вихрь, человек, находящийся внутри этой колесницы, может пролетать расстояния по небу самым удивительным образом. Четыре прочных сосуда для ртути должны быть помещены внутри. Когда они будут подогреты управляемым огнем из железных приспособлений, колесница разовьет силу грома благодаря ртути, и она сразу превратится в жемчужину в небе».
…и вот, еще в еще в XVIII веке нашей эры действительно удалось сконструировать летательный аппарат с двигательной установкой на основе ртути, который успешно прошел все испытания и реально поднимался в воздух — задолго до братьев Райт! Полное имя этого гениального изобретателя — Андреа Гримальди Воланде. Он был итальянских монахом, посвятившим немало своего времени внимательному изучению имеющихся древнеиндийских текстов…
В газете «Лейденский вестник» от 21 октября 1751 года так описывается построенный им летательный аппарат: «В машине, на которой Андреа Гримальди Воланде в течение одного часа может сделать семь миль, установлен часовой механизм; ее ширина 22 фута, она имеет форму птицы, тело которой состоит из соединенных между собой проволокой кусков пробки, обтянутых пергаментом и перьями. Крылья сделаны из китового уса и кишок. Внутри машины находятся тридцать своеобразных колесиков и цепочек, которые служат для спуска и подъема гирь. Кроме того, тут употреблены в дело шесть медных труб, частично заполненных ртутью.
Равновесие сохраняется опытностью самого изобретателя. В бурю и в тихую погоду он может лететь одинаково быстро. Эта чудесная машина управляется посредством хвоста длиной в семь футов, прикрепленного ремнями к ногам птицы. Как только машина взлетает, хвост направляет ее налево или направо, по желанию изобретателя. Часа через три птица опускается плавно на землю, после чего часовой механизм заводится, снова. Изобретатель летит постоянно на высоте деревьев. Андреа Гримальди Воланде один раз перелетел Ла-Манш из Кале в Дувр. Оттуда он в то же утро полетел в Лондон, где говорил с известными механиками о конструкции своей машины. Механики были очень удивлены и предложили построить до Рождества машину, которая могла бы летать со скоростью 30 миль в час». (48,27 км в час — прим.)
Прочитав о «кишках», «колесиках», «цепочках» и в особенности «трубах, заполненных ртутью», многие ученые заведомо отмахнулись от этой истории. А зря! Ведь помимо упомянутой архивной статьи имеются еще два документа, свидетельствующие о полетах «птицы Гримальди». В Италии хранится письмо из Лондона, подтверждающее полет, а во французском городе Лионе — заверенное тремя академиками научное исследование этой машины, в котором зафиксировано, что в 1751 году Гримальди совершил удачный перелет из Кале в Дувр.
Странное описание аппарата, на самом деле, является вполне прагматичным. Гримальди просто использовал то, что мог! «Кишки» животных могли использоваться для обтяжки каркаса крыльев. Выбор же перьев в качестве внешней обшивки, видимо, объяснялся улучшением аэродинамических качеств такой поверхности. При этом крылья не двигались и не создавали тягу! Это делала ртутная подъемная сила.
Описание старта полета Гримальди: «Птица бежала быстро, за хвостом — черная пыль». Здесь «черная пыль» явное следствие работы двигателя на ртути!
Об эффективности и реальности работы ртутного двигателя можно привести слова советского исследователя Л. Заславского: «Самый простой двигатель, создающий реактивную тягу — это двигатель испарительного типа. Любой сосуд, в котором кипит жидкость и который имеет отверстие для выхода ее паров, создает тягу… Ртуть как рабочее тело имеет неоспоримые преимущества перед водой — большую плотность, то есть при одинаковых массах ртути и воды баки под ртуть должны быть почти в четырнадцать раз меньше. Теплота парообразования ртути примерно в семь раз меньше, чем у воды, и, значит, во столько же раз уменьшается потребный запас топлива. Наконец, давление паров насыщения ртути в диапазоне температур 360-600°С меняется в пределах от 2 до 25 бар, а давление паров насыщения воды уже при 350°С достигает 170 бар. Стало быть, условие поддержания потребной температуры для ртути является менее критичным, чем для воды. Мало того, что при достаточно прочном сосуде отпадает необходимость контролировать давление, но становится возможным ручное управление режимами двигателя за счет достаточно грубой «регулировки» подогревателя, так как ошибки не приведут к резкому изменению тяги».
Таким образом, такая установка может работать. И, как видим на реальном примере — работала! Еще в 18-м веке.
К сожалению, о дальнейшей судьбе изобретения итальянского монаха нам абсолютно ничего не известно. Видимо, ее постигла судьба парового двигателя Герона, опередившего свое время, а потому просто не нашедшего применения в современности…