Многие считают пиктов самым загадочным народом из когда-либо живших в Британии. Они не оставили после себя письменных источников, и исследователям приходится довольствоваться теми малопонятными символами, которые пикты наносили на обработанные валуны в долинах Шотландии.
Уже для древнеримских историков происхождение пиктов выглядело весьма таинственным. Одни считали их потомками кельтов и жителей Иберийского полуострова, другие же — потомками скифов. Описания внешности пиктов также разнятся: то они выглядели светловолосыми гигантами, то — низкорослыми брюнетами. Странными могут показаться и сведения о наличии у пиктов двух языков, но современные историки объясняют этот парадокс тем, что пикты были народом смешанным. Простой люд, как полагают ученые, происходил от древнейшего неиндоевропейского населения, родственного испанским баскам, а аристократия — от кельтов. При этом неиндоевропейский язык пиктов никогда не был письменным. Осталось лишь несколько надписей, выбитых на камне с помощью так называемого ирландского огамического алфавита, — вероятно, они отображали какие-то необычные имена.
Что касается огамического письма, то это — своеобразная письменная система, при которой на ребре камня делались короткие насечки; каждая буква обозначалась конкретным числом насечек, нанесенных под определенным углом. Причем ученые полагают, что ирландский огам пикты позаимствовали уже весьма поздно — в VIII веке.
На ирландском же были созданы и два списка пиктских королей. В остальном о пиктах и их истории приходится судить лишь по археологическим находкам, а также по письменным свидетельствам других народов: римлян, бриттов, ирландцев, шотландцев и англосаксов.
До сих пор неизвестно, было ли имя «пикты» самоназванием этих таинственных племен или же происходило от римского слова «пиктии», то есть «раскрашенные», «разрисованные». Ирландцы же называли их «круитни», а жители Римской Британии, то есть бритты, — «притени». На рубеже нашей эры римские источники упоминают о притенских племенах каледониев, вакомагов. Тедзалов и вениконов. Со временем каледонии подчинили себе всех остальных.
СТРАННЫЕ ТРАДИЦИИ
Соседние народы удивлялись пиктскому обычаю покрывать свои тела многочисленными разноцветными татуировками. Именно поэтому пиктов и называли «разрисованными людьми». Татуировки были не просто украшением. Они несли в себе информацию — например, об общественном положении их обладателя, — символически изображали различных представителей животного мира или фантастических существ — таких же, как на сохранившихся пиктских каменных плитах. В изображениях этих вполне можно уловить некое сходство со скифским звериным стилем.
Диковинными казались соседям и пиктские правила матримониального наследования. Так, англосаксонский хронист Беда Достопочтенный писал: «Если возникает сомнение, они выбирают короля скорее из наследников по женской линии, чем по мужской, и этот обычай, как известно, сохраняется у пиктов и по сей день». Беда Достопочтенный писал свои хроники в VIII веке, а обычай такого наследования восходит к временам бронзового века, если не ранее. Поражали современников и бытовавшие среди пиктов сексуальные свободы. Римский писатель Дион Кассий рассказывал, что императрица Юлия Домна, супруга императора Луция Септимия Севера, упрекнула некую пиктскую женщину в развратности, но та ответила, что римлянки тайно становятся любовницами самых жалких мужчин, в то время как пиктские женщины открыто сходятся с самыми лучшими мужами своего народа по собственному выбору. Обычай этот также весьма схож со скифским.
Для своего проживания «разрисованные люди» строили брохи — каменные башни высотой до 15-18 метров, которые складывались без использования скрепляющего раствора. Внешне они были похожи на родовые башни, строившиеся в свое время на Кавказе. Причем подобные сооружения можно встретить не только в современной Шотландии, но и на Оркнейских и Шетландских островах, что говорит об искусности пиктов-мореходов. Археологи также находят большие подземные помещения, в которых притены, скорее всего, держали зимней порой домашний скот. Сохранились и земляные, укрепленные изнутри камнями и бревнами валы, которыми пикты огораживали свои поселения.
В СТОЛКНОВЕНИЯХ С РИМОМ
Пикты были чрезвычайно воинственным народом. Римлянин Тацит записал такие слова притенского вождя Калгака: «Мы наиболее отдаленные обитатели земли, последние из свободных, были защищены… нашей удаленностью и неизвестностью, окружающей наше имя… За нами нет народов, ничего кроме волн и скал». Отсюда, от края земли, совершали пикты свои набеги на южную часть Британии. Чтобы обезопасить от «разрисованных людей» эту отдаленную провинцию с ее оловянными копями, римляне построили здесь две защитные стены. Пикты неоднократно предпринимали попытки их штурма, порой успешные. В таких случаях приграничные территории Римской Британии подвергались жестокому разорению.
В 208 году правитель Британии был вынужден обратиться к римскому императору за помощью против этих варваров, и император Септимий Север решил отправиться туда вместе с сыновьями. Он привел римский флот с 40 тысячами легионеров к Ферт-оф-Форту (залив Северного моря у восточных берегов Шотландии) и высадился с армией на берег. Несмотря на то, что Септимий Север победил все пиктские войска, которые встретил, и обезглавил всех пиктских вождей, захваченных им, император так и не смог покорить страну, которую называл Каледонией, и вскоре умер, не выдержав климата Британии. Позже римский полководец Агрикола одержал победу над притенской армией, руководимой упомянутым вождем Калгаком. В битве погибли 10 тысяч пиктов и 340 римлян.
Но прошло не столь уж много времени, и, согласно легенде викторианской эпохи, знаменитый IX Испанский «Триумфальный» легион был почти полностью уничтожен в неизвестном сражении с «разрисованными людьми». Эта теория легла в основу серии романов Розмэри Сатклиф «Орел Девятого легиона», а также одноименного сериала, снятого ВВС в 1977 году, и художественного фильма 2011 года.
По имеющимся сведениям, в 60-х годах IV века пикты в одном из своих походов дошли даже до Лондона.
КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ БЕЗВРЕМЕНЬЕ
На рубеже IV и V веков император Флавий Стилихон нанес серию жестоких поражений пиктам и союзным им скоттам, волнами переселявшимся из Ирландии в северную часть Британии. Но Флавию пришлось вывести свои войска из Британии для того, чтобы сражаться с готами.
В 409 году император Гонорий, происходивший из знаменитого племени вандалов, написал вождям бриттов, что отныне они должны сами о себе позаботиться. Подражая римлянам, охотно призывавшим к себе на службу германские племена, вожди бриттов стали приглашать для защиты от пиктов племена саксов, англов, ютов и фризов. Но это сыграло с бриттами роковую шутку: с континента потекли многочисленные переселенцы, которые стали захватывать земли своих «работодателей».
В результате южная часть Британии в скором времени оказалась раздробленной на многочисленные бриттские и англосаксонские королевства, а в северной части, по соседству с пиктами, появилось королевство скоттов под названием Дал Риада. Пикты при этом определенно испытывали культурное влияние как со стороны переселенцев из Ирландии, так и со стороны могущественного англосаксонского королевства Нортумбрия. Именно под этим влиянием пикты подверглись христианизации, а их король Нехтон в начале VIII века даже решил закончить свои дни в стенах монастыря. Именно при Нехтоне на землях пиктов появилась первая каменная церковь. Он же зарекомендовал себя умелым дипломатом и смог сделать Нортумбрию своим союзником в борьбе с Дал Риадой и бриттским королевством Стратклайд.
Следом за Нехтоном на пиктский престол взошел Энгус. Он разгромил на полях сражений других претендентов на власть, после чего его амбиции вышли за пределы страны пиктов. Он покорил королевство Дал Риада, распространив на него действие пиктских законов, и даже переправлялся со своей армией в Ирландию. Но после его смерти наступили странные времена, когда целое столетие то пиктские короли правили Дал Риадой, то, напротив, короли-скотты из Дал Риады правили пиктами. Безвременье кончилось тем, что в середине IX столетия Кеннет мак Алпин, король Дал Риады, окончательно подчинил себе пиктов, начисто истребив их знать.
Насколько можно судить по хроникам и легендам, сначала большое войско пиктов, объединившее почти всю воинскую силу их королевства, потерпело сокрушительное поражение от викингов. После этого Кеннет мак Алпин пригласил уцелевшую знать на пиршество, где пиктских вождей напоили допьяна, а затем перебили. Поскольку приток скоттов из Ирландии продолжался, всего через столетие пикты ассимилировались и со временем превратились в шотландском фольклоре в расу пигмеев, или подземных жителей, порой отождествляемых с эльфами. Но тайну волшебного верескового эля, который варил этот сказочный народ, шотландцы так и не смогли узнать.