В XVII веке сибирский город Мангазея играл важнейшую роль в торговле с европейскими странами. Однако век славы этого города, который называли «златокипящей Мангазеей», оказался очень коротким.
Сам город был основан в правление Бориса Годунова в качестве опорного пункта. Здесь собирались отряды для дальнейших походов, сюда же свозили дань, полученную от местных племен.
Мангазея развивалась стремительно. Уже через несколько лет расположенный на севере Западной Сибири город обзавелся крепостными стенами, здесь возведены церкви, жилые дома.
Но куда больший вклад в развитие Мангазеи внес не сбор дани, а тот факт, что в этот город стали приезжать купцы — русские, англичане и голландцы. Интересовала их в первую очередь — а также вторую, третью и прочие — пушнина. Именно ею местные племена в основном и платили дань.
Хоть путь до Мангазеи был долгим и опасным, однако прибыли были поистине гигантскими. И в какой-то момент правительство в Москве осознало, что такое количество купцов, которые добирались до «сибирской Трои» в обход таможенных постов, лишало казну дополнительных источников дохода. А после Смуты деньги были очень нужны. Да и в любое другое время тоже.
В 1620 году правительство царя Михаила Федоровича под страхом смертной казни запретило морской путь в Мангазею. Позднее историки высказали предположение, что в Москве опасались роста влияния англичан и голландцев в регионе. Эти государства располагали сильными флотами. И в принципе, едва ли что помешало бы им установить контроль над Мангазеей и прилегающими землями. На море Русское государство им ничего не смогло бы противопоставить.
Так это или нет? Вообще говоря, в английских архивах еще в прошлом веке были найдены документы, которые подтвердили планы по установлению контроля над русским Севером как раз во времена Смуты. Но вот насколько англичане готовы были осуществить эти планы? По крайней мере, активных попыток не было.
А вот по Мангазее царский указ нанес смертельный удар. Город, лишившись купцов, стал быстро приходить в упадок. После одного из пожаров город не стали восстанавливать. Последние жители покинули его в 1677 году. Мангазея стала легендой. Ее потому иногда и называют «сибирской Троей» — долгое время точное место нахождения города было неизвестно, но упоминания о нем сохранились в фольклоре. Мангазею обнаружили только спустя две сотни лет после ее исчезновения. Тем самым было подтверждено, что такой сибирский город и в самом деле существовал.