Ночь с 30 апреля на 1 мая называют Вальпургиевой. Для одних людей это традиционно страшное время, для других — священное, для третьих — любопытное преломление нового года по дохристианскому циклу под углом христианского взгляда, четвёртым просто интересна, кто такая была Вальпурга.
Две Вальпурги
Вальпург или Вальпургий, на самом деле, прославилось две. Одна, чей день почитания приходится как раз на первое мая, была святой. Она жила в восьмом веке в Англии и происходила из святой семьи. На самом деле, семья была обычная, но со временем отец и два брата Вальпурги стали святыми, а мать — блаженной. Кроме того, святым стал и её дядя. Что интересно, Вальпургу почитают не только католики, но и Российская православная церковь — она местночтимая святая для православных в Германии.
Святую Вальпургу почитают и православные. Функций у Вальпурги много. Например, она покровительствует морякам, отводя от них бури, крестьян, больных и рожениц, а также тех, кто за роженицами ухаживает. Так что она была святой покровительницей и второй Вальпурги, по фамилии Хаусман, акушерки, которую казнили как ведьму.
В шестнадцатом веке в Европе разразилась охота на ведьм, и среди основных жертв её были акушерки — сейчас предполагают, что врачи таким образом устраняли конкурирующую структуру. На момент ареста Вальпурге Хаусман было не меньше шестидесяти лет, и до того про неё не было слышно ничего плохого. Однако под пытками женщина призналась в убийстве сорока одного младенца и двух рожениц, а также девяти коров, лошади и большого количества свиней и гусей. Всё во славу Сатане. Вальпурга также призналась в том, что вызывала град, чтобы уничтожать посевы, и предавалась плотским утехам с демоном, участвовала в шабашах и богохульствовала.
Несмотря на то, что бедная женщина призналась во всём, что от неё хотели услышать палачи, ей не отплатили лёгкой смертью. После пыток она не могла ходить, так что её посадили в большую корзину и понесли по улице, время от времени останавливаясь, чтобы разорвать или отрезать какую-нибудь часть тела. Только после этой жуткой процессии женщину сожгли, а пепел развеяли над рекой.
Костры и хороводы
Не все сходятся во мнении, называется ли одна из самых любимых ведьмами, по версии средневековых верующих, ночь по имени бедной акушерки Вальпурги или в честь следующего за ней дня. В любом случае, принято считать, что именно в эту ночь ведьмы собираются на большой шабаш. Даже в тех странах, где Вальпургу и не вспоминают, эта ночь называется как-нибудь вроде Ночь ведьм (во Франции) или Ведьмин костёр (в Чехии)
Ведьмы любили потанцевать на шабаше. По поверьям, ведьмы праздновали эту ночь примерно так. Они прилетали на лысую гору или в другое подходящее место с любовником-чёртом (возможно, гоголевский чёрт подкатывал к Солохе в том числе для того, чтобы было, с кем появиться на шабаше по весне) и кланялись Сатане — хозяину праздника. После небольшого доклада с итогами года в области проклятий и злодеяний ведьмы объедались разными яствами, но притом на столе не было ни хлеба, ни соли — по поверьям, имеющим ещё языческие корни, нечистая сила не любит ни того, ни другого. Наконец, сытые и пьяные, ведьмы с чертями принимались водить хоровод. Музыкант при этом обязательно сидел на дереве, а играть мог на особой скрипке (которую вообще часто считали немного колдовским инструментом) или на лошадиной голове простой палкой, и тогда музыка сама по себе была колдовством.
Понятное дело, на случай, если ведьмам захочется побольше развлечений, во многих странах в эту ночь держали оборону: зажигали костры и даже могли показательно в нём сжечь чучело ведьмы.
Интересно, что одним из непотребств на шабаше считалось демонстративное попрание общественной иерархии: ведьмы из разных социальных слоёв общались на равных. Картина Франса Франкена.
Очень старый Новый год
На самом деле всё то же, что ведьмы ночью, традиционно делали добрые христиане потом поутру — только без Сатаны, конечно. Водили хороводы, накрывали праздничный стол, украшали всё вокруг (и себя тоже), цветами. Именно поэтому учёные предположили, что изначально Ведьмина ночь — преломление взгляда на праздник, который мы знаем под ирландским именем Бельтайн, новогоднюю ночь язычников. По видимости, церковь боролась с альтернативным календарём как атрибутом чуждого культа и буквально демонизировала многие моменты, связанные с этим праздником, так что он разделился в народном сознании на две части: простую встречу весны и зловредный людям сатанизм. Дневная часть — хорошо, ночная — плохо.
У лужицких сербов, чехов, словаков, на юге Англии первого мая традиционно устанавливали майское дерево. У англичан также можно было наряжаться человеком-деревом, а итальянцы носили по улицам ветки деревьев, увитые лентами.
Майское дерево. У восточных славян на это время тоже приходился большой праздник. С христианизацией он превратился в день Еремея Запрягальника. В этот день у сербов по улицам деревень ходили девушки с колокольчиками или бегали юноши с криками, отпугивающими змей с полей. Изгоняли в этот день змей и болгары — по крайней мере, проводили разные «волшебные» обряды, чтобы те уползли скорее. В Воронежской области на кострах готовили майскую кашу, а донские казаки проводили разные обряды на поле, после чего начинали сев.
В наше время Бельтайн или Вальпургиеву ночь любят праздновать неоязычники, викканки, любители эзотерики, сатанисты и фанаты Ирландии, что вызывает негодование у священников буквально всех христианских течений.