Прижизненный портрет Ивана Грозного


В результате сложной мультиспектральной макрофотосъемки был визуализирован угасший портрет царя на верхней, обтянутой кожей крышке Апостола. На ней золотом оттиснут двуглавый орел, окруженный орнаментальными бордюрами.

В медальоне на груди царского герба расположен контур мужской головы в короне. Сверху и снизу орла помещена выполненная вязью надпись: «Иван Божиею милостию господарь царь и великий князь всея Руси». Для исследователей это стало основанием атрибутировать изображение как портрет Ивана Грозного на одном из подносных экземпляров, сделанных Иваном Федоровым для царя, или части книг, вывезенных Федоровым в Литву и предназначенных для подношений.

Прижизненный портрет Ивана Грозного

Еще в середине XIX в. К. Я. Тромонин смог перерисовать и опубликовать тиснение верхней крышки Апостола в общем схематичном виде. Но со временем, несмотря на то, что кожа не содержит повреждений, изображение все больше угасало. Ученые сделали вывод, что это происходило из-за того, что оно было оттиснуто с металлической гравюры. Предположительно, что гравером был серебряных или золотых дел мастер из Оружейной палаты. Она, как и типография Ивана Федорова, находилась на территории Кремля.

Прижизненный портрет Ивана Грозного

Гравировка на металле является наиболее подходящей техникой гравюры для передачи тонких нюансов портрета, но она не так глубоко проникает в кожу, как при использовании штампа или накатки. И здесь на помощь пришли современные технологии. Они позволили прочесть то, что стирает безжалостное время.

Исследователи сходятся во мнении, что подносной экземпляр Апостола 1564 г. является единственным прижизненным изображением Ивана Грозного. В нем улавливается сходство с реконструкцией по черепу М.М. Герасимова.

Прижизненный портрет Ивана Грозного

«При сравнении с ним полученный при помощи мультиспектральной макрофотосъемки портрет обнаруживает несомненное сходство. Обращает на себя внимание одна деталь на нем, которая не учтена у М.М. Герасимова. Рисунок левого глаза заметно отличается от рисунка правого: кажется, что левый глаз имеет другую форму и несколько прикрыт. Эту деталь, конечно, можно было бы списать на сохранность тиснения и несовершенство визуализации. Однако после вскрытия гробницы было установлено, что тело царя имело значительную асимметрию, и, в частности, его левый глаз имел какой-то дефект и был больше правого…».

Прижизненный портрет Ивана Грозного

В пользу этого говорит и то, что исследователь Д. А. Ровинский не считал достоверными ни один из прижизненных портретов царя, гравированных за границей. Об этом он написал в вышедшей в 1882 г. книге «Достоверные портреты московских государей». Оригинальными он признал лишь два портрета – напечатанную в 1563 г. в Нюрнберге ксилографию Ганса Вейгеля старшего и гравюру из книги П. Одерборна «Жизнь великого князя Ивана Васильевича», изданную в Витеберге в 1585 г. Но граверы никогда не видели царя вживую и делали свои работы с чужих слов.

В конце процитируем вновь работу «Прижизненный портрет Ивана Грозного: визуализация угасшего памятника естественнонаучными методами»: «Таким образом, можно с уверенностью считать портрет, вытисненный на подносном экземпляре первопечатного Апостола 1564 г. единственным прижизненным изображением царя».

13 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: