Чрезвычайно редкая человеческая статуэтка из медного сплава длиной 5 см, скорее всего, сделанная во 2-м веке нашей эры, была обнаружена в ходе археологических раскопок в усадьбе Вимполь Национального фонда в Кембриджшире, сельском поселении.
Артефакт датируется от позднего железного века до раннего Рима (ок. 100 до н. э. — 150 г. н. э.).
Похоже, что безликий человек держит «торк», который представляет собой кельтское кольцо с высоким статусом, и считается, что он представляет собой «Кернуннос», кельтского бога диких вещей, известных во всем кельтском мире под разными именами и под разными представлениями. Это единственная металлическая фигурка этого кельтского бога, известная в Британии.
«Это невероятно захватывающее открытие, которое для меня представляет больше, чем просто божество, Цернуннос. Это почти похоже на загадочное «лицо» людей, живущих в ландшафте около 2000 лет назад», — говорится в пресс-релизе Шеннона Хогана, археолога Национального фонда восточной Англии.
Артефакт римского происхождения, но он символизирует кельтское божество и, следовательно, служит примером продолжения местной религиозной и культурной символики в романизированных обществах.
Считается, что поселение было в центре сильной торговой сети, где во время раскопок было обнаружено около 300 металлических предметов. Открытия включают в себя монеты, косметические инструменты, аксессуары для конской упряжки, аксессуары для римской военной формы, наконечник копья, топор, рукоятки для ключей, броши, кольцо, а также свинцовый лом, несколько железных гвоздей и другие полезные предметы.
После первоначального геофизического исследования в 2016 году Oxford Archeology East провела пробную оценку траншеи, чтобы изучить выявленные рвы и ограждения, в результате чего были обнаружены гончарные изделия, относящиеся к периоду позднего железного века и раннего римского периода (ок. 100 г. до н. э.) Впоследствии 1,6 га было выделено для проведения археологических раскопок в 2018 году.
Находки из Вимполя очищаются, каталогизируются и анализируются и станут основой будущих выставок.
Автор: Алексей Михайлов