Из всех обнаруженных в земле Дании сокровищ, выделяются золотые рога из Галлехуса. Сравнить их можно разве что с котлом из Гундеструпа. Как и он, рога покрыты изображениями фигурок людей и животных и, несомненно, относятся к предметам культа.
По сохранившимся на одном из рогов рунам, они датируются началом V века. Руническую надпись можно перевести так: «Я, Хлевагаст из Хольта, (или — сын Хольта) рог сделал». Из чего можно сделать вывод, что рога были изготовлены на Севере, а не привезены из Юго-Восточной Европы.
Первый рог был найден в 1679 году недалеко от деревни Галлехус (Северный Шлезвиг). Второй обнаружили там же, но значительно позже – в 1734 году. Сменив множество хозяев, оба рога в конечном итоге попали в принадлежащую датской короне коллекцию древностей, которая находится в Копенгагене.
Находка произвела в научном мире настоящий фурор. С рогами обращались как с настоящими сокровищами. Внутренняя поверхность каждого рога состояла из листа чистого золота, прикрепленного к кольцам, изготовленным из сплава золота и серебра. Поверхность изделия была покрыта изображениями людей, животных, птиц, рыб, звезд и т.п. По всей вероятности, сделанные изображения не несли смысловой нагрузки, а были простыми украшениями.
Некоторые исследователи предпринимали попытки расшифровать символический язык помещенных на роге изображений, но каждый исследователь давал свою трактовку изображенным символам. Ворсаэ выдвинул предположение, что персонажи имеют связь с мифологией Старшей и Младшей Эдды. Олрик считал, что они связаны с кельтскими традициями, а Рингбом утверждал, что на рогах нанесены изображения акробатов и танцоров, которые появились под влиянием проходивших на византийском ипподроме представлений. К какой-либо единой точке зрения исследователи прийти так и не смогли.
К большому сожалению ученых, в 1802 году оба рога, хранившиеся в расположенной над королевской библиотекой комнате, были украдены. Выкравший рога Нильс Хейденрейх не придумал ничего лучшего, как расплавить бесценные предметы старины и сделать из них украшения.
При восстановлении рогов ученые вынуждены были опираться на описания и зарисовки, сделанные еще в XVIII веке. Те два рога, что в настоящее время экспонируются в Национальном музее Копенгагена также, как и оригиналы, выполнены из золота и на них с максимальной точностью нанесены те изображения, что были на древних рогах. Кстати, копии тоже не раз пропадали из коллекции, после чего, в очередной раз, их восстанавливали.
Часто исследователи сравнивают рога с «котлом из Гундеструпа», предполагая, что и рога, и котел были задействованы в каком-то древнем ритуале. Не исключено, что и котел, и рога использовали как сосуды, которые наполняли жертвенной кровью.
Изучая сделанные на рогах изображения, Эрик Оксенстиерна обратил внимание на маленькую фигурку человека с длинными волосами, который держит в руках рог для питья. Скорее всего это жрец или женщина. Рядом изображено лежащее на земле животное. Недалеко от него стоит целящийся в животное лучник, а чуть дальше человек, держащий в руках направленное вниз оружие. Тут же изображен человек, сидящий верхом на лошади. Рассмотрев изображения, можно прийти к выводу, что мы видим сцену жертвоприношения, заканчивающуюся подношением крови жертвы.
По мнению Оксенстиерна, один из рогов связан с обрядами, которые проводились осенью и зимой. А второй — с теми, что проводились весной и летом.
Оба рога по содержанию и манере исполнения, тесно связаны друг с другом. Изображение того, как один человек держит другого так, что они образуют крест, есть на обоих рогах. Оксенстиерна выдвинул предположение, что на рогах помещены изображения сезонных церемоний, связанных с поклонением богам.
На роге без рун изображена сцена поединка двух человек на лица которых надеты маски животных. Рядом стоит кентавр. Не исключено, что изображены связанные с чем-то обряды, но с чем именно, ученые определить, и даже предположить, не могут.
На роге с рунами также встречаются похожие сцены. Мы можем также видеть на нем изображение трехглавого великана с козлом, которых нет на роге без рун, но и тут нет ясности, кого изображает странный персонаж и с какими обрядами он может быть связан.
Некоторые ученые пытались доказать, что изображенные на рогах человечки являются богами и отождествляли их с Тивазом, Воданом или Фрейром. Они считают, что трехголовый великан может быть изображением Тора, а лучник Уллом. Но все это только предположения. На поверхности рогов могут быть изображены не боги, а обыкновенные люди. Скорее всего, жрецы, принимающие участие в различных обрядах.
Фигурка приносимой в жертву лошади может быть связана с обрядом, пришедшим в Данию из Индии. На острове Борнхольм во время проведения раскопок одного из домов эпохи Великого переселения народов, было обнаружено жертвоприношение лошади. Вывод, что это явное жертвоприношение, был сделан на основании того, что кости животного не были обглоданы собаками. Жертвоприношение лошади играло в Скандинавии большую роль. Лошадь изображала собой Вселенную, заменив собой быка, которого приносили в жертву ранее.
Несмотря на все усилия ученых, в настоящее время не представляется возможным дать четкую интерпретацию изображениям на рогах. Можно только предполагать об их значении и сравнивать изображенные фигурки с символами и обрядами, которые существовали на протяжении предыдущих эпох развития Скандинавии. Как и триста лет назад, сокровища продолжают хранить свою тайну.
Михаил Осташевский.