«Неподалеку от монастыря, скрытая в лесу, стояла маленькая каменная часовня. Никому не ведомо, кто ее там построил. Монахи святого Киарана отрицали, что знают о ее происхождении. Это место не имело к ним никакого отношения, и они никогда не ходили туда. Маленькая часовня была заброшенной и пришла в ветхость, и таила в себе, как мы обнаружили, некий соблазн.Кто из послушников первым нашел непристойную статую, я не знаю. Этот первооткрыватель должен был обладать необычайно острым зрением, ибо статуя пряталась среди камней, образующих вход в часовню, и заметить ее было почти невозможно.
Тот, кто нашел ее, поведал о ней своим друзьям, они же в свою очередь сообщили другим послушникам, так что скоро это место стало своего рода местом паломничества. Мы нарекли этот камень Похабной ведьмой, и большинство из нас в свой срок прокрадывалось в часовню, что бы поглазеть на нее. Изваяние было столь же дикообразно, как и любая из тех странных и злобных тварей, что изображаются в книжных миниатюрах.Она представляла собой старую голую женщину с тремя грудями, свисающими с морщинистого торса. Она сидела, расставив ноги и раскрыв колени, лицом к зрителю. руками она раздвигала складки своего сокровенного входа, и на лице у нее была ангельская улыбка. Впечатление было одновременно соблазнительное и демоническое…» Тим Северин, «Викинг: дитя Одина».
Вот с этого описания начался мой поиск оригинала и истории «Похабной Ведьмы», которая разумеется, ведьмой в том смысле, что вкладывали в это слово в средние века, не являлась. А являлась чем-то гораздо большим и весомым, нежели просто изображение для возбуждения фантазии или внушения монахам страха перед женщиной…. Разумеется, я нашла 🙂
Фигурка кельтской богини плодородия, которая некогда украшала двери всех ирландских и некоторых британских домов в качестве амулета. Шейла-на-Гиг, или «веселая Шейла», представляет собой вырезанную из дерева сидящую на корточках женщину с открытым половым органом. Иногда ее рот открыт, возможно, это должно изображать экстаз рождения ( или просто крик, скажем прозаичнее..:) Поймут все, кто рожал..:))) — D.W.)
Ее влагалище имеет форму «VESICA PICSIS» , или корабля -рыбы, священной геометрической фигуры, которую при строительстве пирамид использовали еще древние египтяне. Так же ее применяли строители мегалитов и масоны. «VESICA PICSIS» состоит из овала, образованного двумя равными пересекающимися окружностями. Эта фигура символизирует равновесие двух сил, взаимопроникновение неба и земли, духа и материи. Ассоциируясь с влагалищем, она была так же символом рождения.
Я смеюсь…:)))) на всех найденных изображениях vesica pixis — а они чаще связаны с христианской традицией сейчас — картинка стыдливо повернута по вертикали, чтобы, если оставить ее в ПРАВИЛЬНОЙ горизонтальной позиции, не возникало не дай бог ассоциаций с тем, чем оно на самом деле является…:) Или это только мне везде мерещится? Как говорится, «доктор, я маньяк…»:)))) — D.W.)
И тот же мотив прослеживается в символике Триединой Богини, который так часто используют ведьмы сегодня…
( по поводу «VESICA PICSIS» будет отдельный пост, потому что этот символ по разному трактуется в разных эзотерических системах, а в христианстве так же имется своя, отдельная легенда и история, связанная с ним. Что бы не путать все в одну кучу — разграничу эти темы и выложу про «vesica picsis» позже и более детально. Пока же видно яснее ясного, с чего вся эта философия начиналась…:) — D.W.)
До XIX века Шейлу-на-Гиг вырезали над дверьми всех ирландских церквей и в некоторых местностях Британии. Учитывая исторически сложившееся негативное отношение христианства к сексу и женщине, удивительно использование женского полового органа в качестве украшения при входе в церковь. (для меня лично — ничего удивительного: церкви ставились на местах прежних святилищ, или использовали более древние сакральные сооружения, со всей их предыдущей символикой и орнаменталистикой. Или, как описывается в том же «Викинг:дитя Одина» — мастера-камнерезы и строители из местных, привносили в работу традиционные элементы старых верований, которые церкви вытравить было очень трудно. — D.W.) Это является свидетельством того, что христианство и язычество в течение некоторого времени сосуществовали. (как на Руси во времена «двоеверия», а у нас в Карпатах — так и до сих пор..:))) Это явление имело место во всех странах, очевидно. — D.W.) Кельты часто использовали в дверных амулетах изображение женских половых органов. Почти все они были сняты в веке XIX викторианцами.
Шейла-на-Гиг напоминает Маха-деви, или Богиню-Мать, тантрическую фигуру, которой поклоняются как создательнице dcuj сущего, и богиню смерти — одну из ипостасей индийской Кали. Теперь место Шейлы заняла подкова — женский символ, часто используемый в качестве амулеты против неудачи и колдовства. (смешно, если учесть, что колдуньи его и распространяли, этот символ..:)) Надеюсь, все в курсе, что ПРАВИЛЬНОЕ положение подковы на двери — «рожками» кверху, что бы получался как бы «котел» или «чаша»…D.W.)
Розмари Эллен Гуили «Энциклопедия ведьм и колдовства». Почему на дверях? Во-первых, двери — это уже портал, проход в новый мир, что собственно и происходит при рождении. Во-вторых, проходя «под» Шейлой внутрь, или, из храма — каждый словно бы получал ее благословение, обновление и новое рождение, повторяя путь новорожденного, из лона наружу, между ног, к жизни и свету.
Христиане же утверждали, что символ над дверями церкви служит для отпугивания демонов. Поскольку ничем другим они ее объяснить просто не могли…:) А так — расхожая и приемлемая версия получается..:)))
Говорят, существовал еще особый королевский ритуал, связанный с Шейлой-на-Гиг : когда претендент на трон должен был доказать свое право на него, к нему являлась Шейла в виде уродливой старухи, которую следовало вполне недвусмысленно полюбить, несмотря на ее безобразие.
Если претендент благополучно справлялся с этой задачей — старуха превращалась в прекрасную молодую девушку-богиню, которая даровала человеку и вполне законную королевскую власть, со всеми правами, а так же благословляла его землю и народ, которым предстояло править.
В самой позе Шейлы нет ничего удивительного или вульгарного, если учесть, что во многих странах и племенах женщины рожали на корточках, да еще и руки иногда поднимали кверху и привязывали, что бы сильнее тужиться. Лежать в роддоме на мягком кресле — это уже «панськи вытребеньки» двадцатого века..:)))
Но откуда все же пошла традиция изображения и почему так долго сохранялась в сознании? О том, что Шейла — очень древний символ, говорят исследователи неолитических культур Старой Европы. Вот такие изображения находят на алтарях вдоль всего Дуная, в современной Югославии:
Камень со схематическим изображением влагалища был обнаружен на жертвеннике в Lepenski Вир, где он сохранялся на протяжении 8000 лет, ожидая нас.
Lepenski Вир является важным археологическим центром, расположенным на берегу реки Дунай в Югославии. river, a place with many altars. Радиоуглеродное датирование показывает, что Вир Lepenski был заселен между 6000 до н.э. и 4560 до н.э. — уже более тысячи лет люди жили в этих местах. Это был доисторический город, расположенный в нескольких футах от Дуная, со многими алтарями . Сердцем их религиозных обрядов и поклонения была Вселенская утроба» (звыняйте за каламбур, но именно так звучит в оригинале…:))) The heart of their devotions was the womb of the universe. — D.W.)
Интересно, что эти символы и знаки на фигурках, отображающие признаки способности к деторождению — впоследствии стали использоваться как примитивные значки в зачаточной письменности на землях Старой Европы. Почему письменность здесь не развилась так же мощно, как в древних Шумере, Месопотамии, Египте — тому есть множество причин….Но зачатки были и они налицо…вернее — на многочисленных уцелевших образцах керамики, антропоморфной пластики и строительства… Мария Гимбутас утверждает, что было около тридцати основных простых значков, из которых потом составлялись более сложные — V, /\, X, M, Y, N, а так же крест, треугольник, зигзаг, спираль, квадрат…Использовались они практически до раннего греческого периода. Основные знаки протоевропейской письменности по Гимбутас.
Статуэтка женской фигуры из Mezin — в том, что это женщина, сомневаться не приходится, ведь на это ясно указывает значок в виде перевернутого вершиной вниз треугольника, который трудно трактовать как-то иначе, чем символ женского лона.
Некоторые модификации этого значка «V» из работ Haarmann, 1995 г — которые использовались протоевропейцами на керамике и статуэтках.
Как видим, у Шейлы были предшественницы, хотя безусловно, ей одной удалось стать наиболее экстравагантной из всех…:))) А символика древних культов жива до сих пор, как и сама Богиня, дающая жизнь всему сущему на Земле…