29.03.2024

Символ регресса

Многие исследователи запредельных уровней реальности высказывают предположение, что наша вселенная является своего рода виртуальным миром по отношению к некоему Абсолюту, который ее и создает. Подобное представить себе достаточно сложно, однако не стоит забывать, что и на Земле с конца прошлого века сложилась своя уникальная и могучая виртуальная среда, которую создают своим умом и талантом (а подчас, правда, глупостью и бездарностью) миллионы жителей нашей планеты.

За какое-то десятилетие Интернет стал главным источником информации, площадкой для общения и мощной индустрией развлечения. Однако споры о том, позитивное или негативное влияние оказывает виртуальный на реальный мир и его обитателей, не утихают и, похоже, не утихнут никогда.

Пионер в области исследований виртуальной реальности американец Майрон Крюгер не без оснований считает, что при умелом подходе «иной мир» может открыть перед человеком доселе невиданные горизонты. Ученый уверен: грамотно смоделированная виртуальная реальность помогает приобретать новые знания самого разнообразного характера и дает навыки общения в социуме отдельно взятому индивидууму. И если с первой частью этого утверждения, пожалуй, никто спорить не будет, то вторая часть вызывает ожесточенные споры. И небезосновательно.

Множество источников дают разнообразное толкование термина «виртуальная реальность», но в общепринятом понимании это некая среда взаимодействия человека с объектами, создаваемыми в компьютерных сетях. Сегодня в Интернете, который затягивает как болото, можно найти все что угодно, и ни школьники, ни биржевые маклеры, ни работники социальной сферы — словом, никто не может устоять перед ним. Причины, по которым люди обращаются к Сети, бывают самыми разными, но итог всегда один и тот же — у всех пользователей Интернета в той или иной степени вырабатывается постоянная зависимость от виртуального мира. Можно конечно, спорить с этим утверждением но задайте себе вопрос: как вы чувствуете себя, когда Сеть вдруг пропадает, когда компьютер неожиданно начинает чудить? Досада, раздражение, злость -признайтесь, вы наверняка испытываете одно из этих чувств. Что это, если не зависимость?

В виртуальных дебрях можно бесцельно блуждать часами, впитывая, как губка, всю ненужную, а порой откровенно вредную информацию. Результат таких «прогулок» — абсолютный хаос в голове.

Перегруженный бесполезной информацией мозг, пытаясь ее переработать и структурировать, может ответить различными соматическими и психическими расстройствами. Даже если этого не произойдет, мозг, скорее всего, сыграет с вами злую шутку, отказавшись запоминать действительно важную информацию Родители школьников наверняка сталкивались с ситуациями, когда дети, увлеченные компьютерными играми, не могут элементарно запомнить четверостишие из произведений Пушкина или Лермонтова.

Детский мозг, заполненный информацией о многочисленных уровнях, особенностях их прохождения, ловушках, паролях и т. п. отказывается воспринимать другую информацию. Но стоит ребенку сделать перерыв и хотя бы на пару дней отложить в сторону игровую приставку, то натренированный мозг начинает щелкать русских классиков как орешки.

ЧУМА XXI ВЕКА

Виртуальная зависимость (или нетаголиэм) стала болезнью XXI в. Пока она не внесена в официальную классификацию психиатрических заболеваний, но известно, что данной патологией страдают до 10 % пользователей Всемирной паутины. Интернет привлекает людей неограниченным доступом к данным, что порождает информационный вампиризм: пользователь может пропустить прием пищи, но постарается не пропустить сеанс связи.

виртуальная зависимость

Аддикция характеризуется болезненной неспособностью вовремя отключиться от Сети, депрессией и подавленностью, если человек не может выйти в Интернет или лишен этого на протяжении некоторого времени, порой совсем непродолжительного, а также нежеланием жить в настоящем мире, предпочтением виртуального пространства реальной жизни. К ней относятся патологическое пристрастие к играм (в том числе азартным, онлайн -аукционам, электронным покупкам в Интернете), информационная жажда -компульсивное (непреодолимое) желание быть в Сети, поиск сведений во всевозможных базах данных.

Зависимость от социальных сетей, общения в чатах, групповых игр и телеконференций зачастую приводит к замене настоящих друзей виртуальными двойниками. Подобным же образом действует и зависимость от порнографических сайтов и обсуждения сексуальной тематики в чатах для взрослых. 8 этом случае пользователи Интернета особенно ценят чувство безопасности (впрочем, ложное), анонимность, возможность реализовать все свои фантазии.

Виртуальная аддикция по своей природе напоминает алкогольную и наркотическую зависимость, но с одной лишь разницей, что она не приводит к разрушению организма, а калечит душу. Достаточно всего шести месяцев, чтобы в психике произошли неотвратимые трансформации, изменилось поведение, возникла депрессия и раздражительность. Разрушительное воздействие подобная дурная привычка оказывает и на семейные отношения — родных и близких заменяют новые онлайн-знакомые. В последнее время психологи все чаше регистрируют появление «компьютерных вдов»— жен интернет-зависимых людей. В такой семье муж с компьютером живут в одной комнате, а жена с детьми в другой.
За нетаголизмом могут скрываться различные психические отклонения. Часто страдающие им люди сталкиваются с серьезными трудностями в жизни.

Им проще общаться анонимно — под ником и испытывая иллюзию коммуникативной свободы, в действительности они еще более отдаляются от реальности. Человека перестают волновать социально-бытовые проблемы, его не интересует будущее, он не строит никаких планов, все его существование отдано реализации своей зависимости.

КЛИН КЛИНОМ

Так что же тянет человека в Интернет, ведь Всемирная паутина — это лишь копия реальности, пусть усовершенствованная и значительно приукрашенная. При всех положительных моментах, таких как, например, возможность увидеть мир, не выходя из дома, подмена реальности вызывает глубинные изменения личности, и проявляется это порой далеко не сразу. Такие результаты описаны многими фантастами, на эту тему сняты десятки фильмов.

В рассказе Клиффорда Саймака «Отец-основатель» (1957 г.) описывается изобретенное человеком устройство, названное димензино, которое виртуально исполняло любую прихоть человека. Димензино использовалось для облегчения заселения человеческой расой других планет — оно устраняло нежелательные воздействия одиночества и новой местности на психику. В своем сознании покоритель космоса путешествовал по просторам Земли, жил с добрыми друзьями в шикарном доме, где каждый вечер его ждала бутылка вина и изумительный ужин, хотя на самом деле он пребывал в бараке с роботами и скудным провиантом.

Когда роботы отключили устройство, основатель человеческой колонии понял, что он не в состоянии жить без прибора. Как он ни пытался вернуть себе трезвый разум, его ждало фиаско.
Мозг упорно возвращал человека туда, где ему было хорошо. Половинки реальных образов слились с искаженными виртуальными картинами, и разум — самое ценное, что было у человека, был безвозвратно утерян.

Зависимые от виртуального пространства люди нуждаются в квалифицированной помощи. Поскольку такого человека не затащить на прием к психологу ни под каким предлогом, зарубежные специалисты решили выбивать клин клином. В Западной Европе. Америке. Японии и Южной Корее уже разработаны эффективные психологические тренинги по выведению больных из кризиса — посредством программы ICQ, выступающей в роли некоего телефона доверия и «виртуальной» психологической службы. К сожалению, специалисты отмечают низкий процент излечения без очной индивидуальной или групповой психотерапии с акцентом на работе с образами и эмоциями.
Но начало уже положено, и очень хочется надеяться, что человечество избежит участи, уготованной ему писателями фантастами.

10 САМЫХ НЕОБЫЧНЫХ «ВИРТУАЛЬНЫХ» МИРОВ

Что объединяет роман Толкиена «Властелин колец», мультсериал «Симпсоны» и  фантастический фильм «Аватар»? Авторы этих выдающихся в своих жанрах произведений придумали удивительные миры, непохожие ни на что и ставшие объектом для подражания.

САГА О СРЕДИЗЕМЬЕ

Когда в первый раз берешь в руки увесистый — без малого тысяча страниц — фолиант «Властелина колец», понимаешь, почему Д.Р.Р. Толкиен работал над продолжением «Хоббита» более десяти лет. Когда книга неожиданно заканчивается, уже недоумеваешь, как такое мощное, наполненное мельчайшими подробностями и яркими событиями произведение было написано за такой короткий срок. Бытует весьма популярная версия, что «Властелин колец» во многом аллегоричен. Часть его была написана во время войны, и в Мордоре многие видели гитлеровскую Германию. В 1960-х гг. Толкиен в исправленном издании книги даже счел нужным указать, что его целью было написать историю, способную удержать внимание читателя. И только.

ДА ПРИБУДЕТ С ВАМИ СИЛА

«Давным-давно, в далекой, далекой галактике…» — мало кто предполагал, что звездная сага с простым сюжетом о борьбе добра против зла положит начало целому культу, который сведет с ума не одно поколение кинозрителей. Космические корабли, межзвездные путешествия, таинственные планеты и зеленые (а также синие, красные, фиолетовые и т. д.} человечки были в кино и до «Звездных войн», но только Джорджу Лукасу удалось смешать все эти ингредиенты в идеальной пропорции. «Да прибудет с нами сила». — говаривал старый джедай Оби Ван Кеноби. Думается, такими же словами Лукас напутствовал свою команду, работая над фильмом, — вот уже более 30 лет никому не удается повторить этот успех.

КИНО О КИНО

Музыкальный клип «Триллер» Майкла Джексона, снятый по просьбе певца режиссером Джоном Лэндисом, из-за продолжительности {14 минут) многие считают короткометражным фильмом. Для своего времени «Триллер» был по-настоящему революционным. Стирая грань между реальностью и вымыслом, клип, постоянно изменяясь, как и его главный герой, оказывается своего рода оборотнем. Финальный титр, под гомерический хохот повествующий, что все персонажи клипа вымышлены и любое сходство с живыми людьми или ожившими мертвецами совершенно случайно, сегодня вызывает горькую улыбку. Начавшиеся как раз после сьемок метаморфозы с Майклом Джексоном в реальной жизни дали фору самому страшному триллеру.

ЛЮДИ-ДИНОЗАВРЫ

Компьютерная игра о похождении усатого водопроводчика Марио и его брата Луиджи появилась в 1985 г. Сама «бродилка», на взгляд современных геймеров, не отличалась оригинальностью, однако фильм, снятый по ней восемь лет спустя, запомнился тем. что в параллельном мире, образовавшемся в результате падения 60 млн лет назад метеорита, люди произошли не от приматов, а от рептилий. Наряду с людьми, размножающимися гигантскими яйцами, из которых вылупляются вполне милые блондинки-принцессы, в том мире живут ящероподобные гиганты, везде произрастает грибок-губка, постоянно спасающий главным героям жизнь, а по дорогам колесят чадящие автомобили на электроприводе.

ЖЕЛТАЯ СЕМЕЙКА

Мультсериал об обычной американской семейке, живущей в небольшом городке Спрингфилде, стал феноменом современной массовой культуры. В 1999 г. «Симпсоны» были признаны авторитетным журналом Time лучшим телевизионным шоу XX е. Казалось бы. после этого создатель сериала Мэтт Гроунинг мог бы пойти на пенсию, почивая на лаврах. Но нет — за прошедшие десять лет «Симпсоны» стали еще смешнее, острее и оригинальнее. Вымышленный мир, в котором герои за 20 лет не постарели ни на день, стирая границы, все чаще врывается в мир реальный. Каждый из более чем десятка американских Спрингфилдов претендует на лавры родины Симпсонов. а недавно Мардж Симпсон украсила собой обложку популярного журнала для мужчин.

РИСОВАННАЯ МУЗЫКА

Gorillaz — явление в современной музыке по меньшей мере интригующее. Несколько лет с момента основания группы поклонники не знали, кто скрывается за масками нарисованных персонажей — Мэрдокэ. Нудл, Рассела и 2D. Вся официальная информация сводилась к вымышленным биографиям участников квартета, которых хватило бы на несколько захватывающих полнометражных фильмов. Даже когда тайна Gorillaz была раскрыта и имена идейных вдохновителей проекта стали известны, музыканты не стали отходить от придуманных ими образов, дав серию «виртуальных» концертов. Во время их выступлений на арену проецировалось трехмерное изображение, создавая полную иллюзию присутствия мультипликационных персонажей на сцене.

ЛОЖКИ НЕТ

В новаторском боевике 11 -летней давности братья Вачовски заставили нас задаться вопросом; что есть реальность? Настоящий мир, по мнению авторов «Матрицы», далек от совершенства. Человечество проиграло войну с искусственным интеллектом, и теперь вся польза от него заключается лишь в выработке энергии для машин. Сознание людей погружено в виртуальную реальность, моделирующую «обычный» мир, но обладая рядом знаний ее можно менять по усмотрению — нарушать законы притяжения, просачиваться по телефонным проводам, гнуть ложки одним взглядом. После премьеры многие возвели Вачовски чуть ли не в ранг богов. С этим можно спорить, но в умении «видеть будущее» им. пожалуй, не откажешь.

ДАРЫ СМЕРТИ

К произведению Джоан Роулинг можно относиться по-разному, но в чем ей действительно не откажешь, так это 8 буйной фантазии. Заложив мощный фундамент в первых трех книгах, писательница, начиная с четвертого тома, не привнесла в мир волшебников ничего принципиально нового. Она лишь усердно закручивала гайки, превращая детское фэнтези в мрачный триллер. Развязка, как и полагается, наступает в финале — в конце седьмой книги, в которой помимо основной истории о Гарри Поттере и Волдеморте (Vofdemort) Роулинг филигранно закольцевала рассказ трех братьях, о Смерти и ее Дарах, оказавших влияние на весь мир магов и магглов. На нас с вами.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С «ТАМАГОЧИ»

Хотите почувствовать себя богом и распоряжаться чужой жизнью на свое усмотрение? Тогда The Sims — то, что вам нужно. Видеоигры в жанре «симупятор жизни» за 13 пет с появления первого «Тамагочи» ушли далеко вперед. С каждым годом их популярность только увеличивается. Третья реинкарнация The Sims, состоявшаяся летом 2009 г., стала самой предзаказываемой игрой в истории — на момент ее премьеры количество заказов перевалило за б млн копий. Игроку надо постоянно следить, чтобы симы пребывали в комфортных условиях, вовремя ели и справляли естественные надобности, делали карьеру, развлекались и доставляли друг другу маленькие радости жизни.

ВЫ БОЛЬШЕ НЕ В КАНЗАСЕ

Когда вы будете читать эти строчки, возможно, вы уже познакомитесь со вселенной «Аватара», придуманной Джеймсом Камероном. Пока же о фильме, на съемку и рекламную кампанию которого, по слухам, ушло 500 млн долл. известно немного. Люди прилетают на планету Пандора, чтобы вести там разработки некоего минерала, и сталкиваются с противостоянием местных аборигенов — трехметровых гигантов с синей кожей и кошачьей грацией. Первые наброски сценария появились еще в 1995 г. За это время вселенная «Аватара» разрослась до таких циклопических масштабов, что материала хватит на несколько продолжений. Правда, при условии, что картина окупится.

Loading

Добавить комментарий

Войти с помощью: