Согласно древним писаниям, в центре всего космического мироздания стоит большая гора Меру. В индуистской мифологии существует несколько упоминаний о том, что гора Кайлаш является синонимом горы Меру, или Сумеру. Существуют также источники, которые заявляют о том, что Меру находится вблизи горы Кайлаш. Факт заключается в упоминании о том, что в этом регионе существует «илаврита», или закрытое божественное пространство, в котором находятся небеса и обители всех богов. Кайлаш, будучи расположенным в центре, также называется «пупом Земли».
Во многих текстах Меру описывается как возвышающаяся над всем миром Золотая гора. На её вершине растёт большое волшебное дерево (розовая яблоня) джамбу с плодами размером со слона. Из сока этих плодов течёт река Джамбу. Говорят, что волшебные воды этой реки даруют беЗсмертие. Меру еще называют Ратнасану (Вершина драгоценного камня), Карникачала (гора Лотоса), Амарапарвата (гора Вечности) или Дэва-парвата (гора Богов).
Утверждают также, что на запад от Меру лежит гора Мандара, которая использовалась богами и демонами в качестве мутовки во время пахтанья Океана. Рядом находится обитель Бхармы, которая называется Брахмалока.
На север от Меру лежит Индралока, обитель царя богов Индры. Эта область также называется «антарикша» и является домом для облаков, птиц, нимф и всех небесных созданий. Здесь живёт Камадхену – волшебная корова, исполняющая желания. Здесь же растёт и волшебное дерево париджата, которое возникло во время пахтанья Океана. Его золотая кора и украшенные драгоценностями листья благоухают лёгким близом рая… На южных склонах Меру, сразу над Кайлашем, находится Вайкутха – небесная обитель Вишну. Неподалёку лежит Голока – рай Кришны.
Рядом с горой Мандара лежит Алка, рай Куберы, бога богатства, и множество других «райских мест» в которых правят такие божества как Сурья, Варуна и Чандра.
Согласно некоторым текстовым источникам, Кайлаш лежит сразу на восток от Меру. На нём живут Шива и Парвати вместе с Нанди и принадлежащим Шиве воинством призраков и духов. Гора настолько прекрасна, что была прозвана Хемакута (Златоверхая) или Раджатадри (Серебряная гора). В своём произведении «Мегхадута» Калидаса воображает, что Кайлаш образуется из сверкающего кристалла и, как повествует «Kailasasye tridisha vanita darpanasye», небесные нимфы используют его в качестве зеркала. Он также говорит, что Кайлаш является одним из четырёх мест для игрищ Шивы (крида шайл).
Гора Меру была замечательно описана в Вишну Пуране (200 г. до н.э.). В этом тексте говорится, что гора возвышается на тысячи лье в высоту и окружена мирами из семи коцентрических колец. Её четыре лица-грани ориентированы по четырём направлениям: восточная грань – из хрусталя, западная – из рубина, северная – из золота, а южная – из сапфира. На её вершине река Ганга ниспадает со своего божественного источника и разделяется на четыре великих реки.
Вдоль северной грани течёт река Инд, которая в тибетских текстах называется Сенге Кхамбаб (река, текущая из пасти льва); по южной грани течёт река Карнали, или Мапчу Кхамбаб (текущая из павлиньего клюва); по восточной грани протекает река Брахмапутра, или Ярлунг Цангпо (текущая изо рта лошади); и на западе – река Сатледж, или Лангчен Кхамбаб (текущая изо рта слона).
Исследователи полагают, что именно здесь миф сливается с реальностью, так как в районе Кайлаша протекают реки, соответствующие этим мифическим историям. Это потрясающее природное чудо, когда четыре реки, впадающие в Бенгальский залив и Аравийское море, на расстоянии 2400 км друг от друга начинают свои несравненные путешествия в одном и том же районе Гималаев!
В теософской традиции Шамбала – «место нахождения Великих Учителей, продвигающих эволюцию человечества, она находится в высших вибрациях, поэтому невидима и недоступна для непросветленного человека». Шамбала описана в работах Николая и Елены Рерих – «Учение Живая Этика (Агни-Йога)».
По легенде существует три входа в таинственную страну Шамбалу: Тибет — Кайлас, Алтай – Белуха и пустыня Гоби.
В тибетских текстах написано, что Шамбала является духовной страной и находится на северо-западе от священной горы Кайлас. Гора Кайлас (Кайлаш) считается центром Мира, Вселенной и самым энергетически сильным местом на Земле.
Теософ, писательница и путешественница Елена Блаватская в «Разоблаченой Изиде» приводит легенду о «сынах бога» и «священном острове» — Шамбале. Источником легенды является «Книга Дзиан» — самый древний литературно — философский трактат земной цивилизации.
По Блаватской Шамбала – незримая мистическая страна, в которой обитают махатмы – бестелесные учителя человечества. Они общаются с «избранными», передавая через них послания и тайные знания. Махатмы объединены в своеобразное «всемирное правительство», так называемое «Белое Братство».
* Лев Гумилёв писал: «легенда о стране Шамбала в Тибете действительно существует и даже получила там особое распространение. Шамбала — обитель блаженства и помещается где-то на северо-западе, центральный город страны — Барпасаргад».
* Оссендовский в книге о своих скитаниях по Монголии описывает подземную страну Агарти: «сокровенный мистический центр Земли», «местонахождение Царя Мира».
* Николай Рерих, основываясь на сведениях полученных от лам, говорил о реальности местонахождения Шамбалы в Гималайских горах, на север от Кайласа.
* В «Тайной Доктрине» Елены Блаватской Шамбала отождествлена с Белым Островом, расположенным в центральной Азии. Шамбала называется тем местом, где выжившие с Лемурии нашли свое прибежище.
* Эдгар Кейси говорил о существовании страны Гоби на земле современной Монголии, где «предстоит раскопать город с золотым Храмом».
* Его Святейшество Далай-лама XIV говорит о Шамбале: «Шамбала – место, расположенное где-то на этой планете, она также – место, которое могут увидеть лишь те, чьи умы и кармические склонности чисты. Вот почему она остается закрытой для повседневного мира».
В Хрониках Акаши хранится информация о том, в Шамбалу из Карнакского Храма в Фивах был доставлен камень Атлантиды — Ипет Соут – «Матерь Вселенной».
В священных тибетских текстах камень называют «Сокровищем Мира». Сияние камня можно наблюдать как небесные вспышки, окрашивающие небосвод полосами оранжевого, жёлтого, голубого и молочно-белого цвета.
Тибетцы говорят, что мистическая сила камня соединяет три точки мира – три горы: Канченджангу, Кайласи Белуху, объединённых в единое пространство – Мировую Мандалу.
Эрнст Мулдашев в книге «Золотые пластины Харати» пишет о том, что в ходе экспедиции в Тибет, он наблюдал явление свечения камня Шантамани, история которого была описана Николаем Рерихом.
По словам тибетских Лам, камень находится на Башне Шамбалы. Возможно, гора Кайлас и есть Башня Шамбалы?
Никто ещё не покорил вершину Кайласа. Никто не держал в руках оригинал «Книги Дзиан». Никто не видел города и жителей Шамбалы…
Возможно, эта мифическая страна существует в параллельных мирах?