Если вам повезло, и вы оказались в одиночестве перед пирамидой майя Кукулькана в Чичен-Ице, то вам доступно акустическое чудо. Хлопните в ладоши перед ступенями пирамиды, и она ответит вам криками священной птицы индейцев Кетцали. А если прислушаетесь к шагам поднимающихся людей, то явственно услышите звук падения дождевых капель. Такие же звуки издают пирамида Луны в древнем Теотиуакане,Эль Кастильо в Чичен-Ица и развалины пирамиды в Тулуне. Как это смогли сделать древние майя, и главное, — зачем?
Откуда звук
Народ, который не смог изобрести колеса, построил пирамиды — гигантские резонаторы, производящие странное и будоражащее воображение эхо. Ученые-акустики, исследовавшие это явление, выяснили, что звуки пирамид не зависят от их конструкций: и у сооружений со 364 ровными ступенями (Кукулькан) и там, где ступени чередуются с довольно широкими платформами (пирамида Луны), звуки одинаковые.
Значит, дело не во внутреннем строении пирамид. Скорее всего, звуки «дождевых капель» создаются за счет интерференции и дифракции звуковых волн, возникающих при шагах по рифленой поверхности ступеней. Причем лучше всего звуки слышатся у подножия пирамиды. А полости внутри пирамиды преобразуют обычные хлопки в щебет священной птицы мезоамерики.
Можно только представить трепет собравшегося у подножия пирамид народа, когда во время ритуалов жрец поднимался по лестнице, сопровождаемый звуками падающих капель и криками самого Кетцаля.
В дни солнцестояния (дважды в год) эти звуки являются аккомпанементом к световому эффекту — сползающему с вершины к подножию крылатому змею. Около 17 часов по мексиканскому времени лучи солнца так падают на ступени и грани пирамиды, что образуют тень в виде огромной змеи. И эта змея двигается! За 3,5 часа она сползает по ступеням храма к подножию.
Такие эффекты могли рассчитать и создать люди, глубоко изучившие акустику, астрономию и математику. Но откуда эти знания у майя? Не осталось никаких документальных свидетельств о расчетах и реализации планов по построению удивительных «щебечущих» пирамид.
Как решаются подобные задачи в настоящее время? Конечно не аналитически, а только методом моделирования. До развития современной вычислительной техники строили макеты предполагаемых сооружений и проводили эксперименты на них. Внося пошагово изменения в конструкцию, методом проб и ошибок добивались нужного результата.
Но даже в этом случае в основе был какой-то прототип, на который опирались. Так создавались, например, большие концертные залы.
Компьютеры с большой оперативной памятью и огромным быстродействием позволяют решать задачи по акустике методом численного моделирования. Для составления программы в этом случае требуется работа большого числа специалистов в течение длительного времени.
Остается загадкой, как такую работу смогли проделать древние майя.