Тайна, ушедшая на дно. Смерть Рудольфа Дизеля


Слово «дизель» сегодня употребляется всюду на нашей планете. Оно олицетворяет нечто мощное и внушительное. Оно не выходит из обихода в течение десятков лет. Кому же мы обязаны этим?

Дизель

Как писал Толстой, «…все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Отец Рудольфа Дизеля был немцем по происхождению и работал переплётчиком. У него была собственная маленькая мастерская в Париже, и он считался хорошим мастером. В большой и дружной семье Дизелей каждый имел свои обязанности и помогал в работе отцу. Особенной исполнительностью отличался маленький Рудольф. Мальчик был очень упрямым и настойчив в деле и всё всегда доводил до конца. Он любил музыку и сам неплохо играл, знал немецкий, английский и французский языки. А частые прогулки по залам Парижского музея искусств и ремёсел на всю жизнь заронили в нём любовь к живописи и ваянию.

Жизнь Дизелей текла мирно и благополучно до 1871 года. Однако, когда началась франко-прусская война, ненависть к немцам во Франции достигла предела, и отец решил уехать с семьёй в Англию — так было безопаснее.
Но благополучие кончилось. Жизнь эмигрантов в Англии была тяжёлой, с работой было трудно. На семейном совете постановили отправить Рудольфа в Германию. Там оставались родственники, они могли помочь найти мальчику свой путь в жизни.

Тринадцатилетний Рудольф без денег, надеясь только на себя и свою смекалку, переправился на корабле в Германию. Это путешествие многому научило мальчика. Оно дало ему уверенность в своих силах, самостоятельность. В Германии он окончил школу и поступил в Политехнический институт.

Мысль о разработке двигателя высокой экономичности впервые возникла у Дизеля, когда он был ещё студентом и слушал лекции профессора Линде. Вскоре это стало основной программой его действий.

Став инженером, Дизель всё свободное время отдавал своему изобретению. Но свободного времени оставалось мало: нужно было зарабатывать деньги, чтобы помогать семье, вернувшейся из Англии на родину. Однако Дизель не сдавался. И, наконец, долгие и мучительные поиски увенчались успехом. В 1892 гон запатентовал изобретённый им двигатель внутреннего сгорания. Однако впереди было главное — построить двигатель.

В 1893 г. Дизель выпустил книгу «Теория и конструкция теплового двигателя взамен паровой машины и ныне известных тепловых двигателей». В ней Дизель изложил принципы работы своего двигателя. Впоследствии он многое изменил и усовершенствовал. Двигатель, известный нам теперь и названный именем его изобретателя, был построен впервые на Аугсбургском заводе в 1897 г.- спустя пять лет после изобретения!

Двигатель Дизеля был четырёхтактным. Изобретатель установил, что к.п.д. двигателя внутреннего сгорания повышается от увеличения степени сжатия горючей смеси. Но сильно сжимать горючую смесь нельзя, потому что тогда повышаются давление и температура и она самовоспламеняется раньше времени. И Дизель решил сжимать не горючую смесь, а чистый воздух. К концу сжатия воздуха в цилиндр постепенно под сильным давлением впрыскивалось жидкое топливо. Т.к. температура сжатого воздуха достигала 600-650 градусов, топливо самовоспламенялось, и газы, расширяясь, двигали поршень. Таким образом Дизелю удалось значительно повысить к.п.д. двигателя. К тому же здесь не нужна была система зажигания, а вместо карбюратора имелся топливный насос.

Первые образцы двигателей не всегда были удачны. Их автору приходилось выслушивать немало упрёков. Но, несмотря на все эти неприятности, он отдела не отступал.

В 1898 г. двигатели Дизеля начали строить в России, на петербургском заводе Нобеля. Они работали успешно. В 1903 г. на воду была спущена нефтяная баржа «Вандал», а в 1904 г. по Волге пошёл первый в мире теплоход «Сармат». Двигали их дизель-моторы, сменившие паровые машины, дрова и уголь. К Дизелю пришла слава. Его двигатель внутреннего сгорания находил все новые применения. Многие страны приглашали к себе изобретателя.

Загадкой остается последний день, когда его видели в живых — 29 сентября 1913 года.

В тот вечер, 100 лет назад, осеннее солнце уже клонилось к закату, когда, пароход «Дрезден» отчалил из бельгийского Антверпена и взял курс на Лондон. С моря подул прохладный ветер, а потому на палубе никто не задержался, Трое солидных немолодых людей направились в ресторан. Одним из них был промышленник Георг Кареле, другим -конструктор Альфред Лукманн. История сохранила имена этих двух господ лишь потому, что в тот день с ними был третий — Рудольф Дизель.

Странно, что он один из всех почему-то не зарегистрировался в списке пассажиров. Забыл? Или не захотел лишний раз «светиться»? Имя его было хорошо известно в Европе с тех пор, как в 1893 году Дизель запатентовал свое не имеющее аналогов изобретение — поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу самовоспламенения распыленного топлива от воздействия разогретого при сжатии воздуха.

В ресторане вели беседу «обо всем»: о политике, о напряженных международных отношениях. Рудольф Дизель находился в хорошем настроении, много шутил. Около десяти вечера сослался на усталость и отправился в свою каюту. По пути встретил стюарда и попросил, чтобы тот разбудил его утром в четверть седьмого.

Находясь уже в каюте, изобретатель достал из чемодана спальный костюм и аккуратно положил его на постель, на стенку повесил карманные часы, чтобы удобно было наблюдать время. Вот, собственно, и все. Что делал Дизель дальше — уже никто никогда не узнает… Известно лишь, что в назначенное время стюард безрезультатно стучал в дверь. Когда каюту открыли, то увидели несмятую постель, нетронутый спальный костюм Дизеля, его часы на стенке. Чуть позже на палубе были найдены плащ и шляпа изобретателя. На пароходе немедленно подняли тревогу, и капитан опросил членов команды, которые несли ночью вахту, но ничего выяснить не удалось. Спутники изобретателя смогли показать лишь то, что накануне вечером ничего подозрительного в его поведении не заметили.

Останки Рудольфа Дизеля обнаружили в море двумя неделями позже голландские моряки. Труп разложился в воде до такой степени, что даже вытаскивать его не решились. Но был ли это изобретатель? Об этом свидетельствовали найденные личные вещи — карманный нож, футляр для очков и т.д., которые позже опознал сын Дизеля.

Примечательно, что годом раньше инженер собирался плыть на «Титанике» в Америку, но «не повезло»: все билеты были распроданы, а потому пришлось отправиться в путь на другом корабле. Но, видимо, от судьбы уйти невозможно.
Смерть Рудольфа Дизеля стала сенсацией. Пресса изо всех сил пыталась ее разгадать, называя причины самые разные — от правдоподобных до совсем уж нелепых. Согласно одним, это был несчастный случай: мол, изобретатель вышел ночью подышать воздухом на палубу, где с ним случился сердечный приступ и он свалился за борт. Но врач Дизеля заявил, что у того было здоровое сердце.

Тогда газетчики выдвинули версию, что инженер был не совсем трезв. Однако все знавшие его в один голос возмутились: Дизель в рот не брал спиртного! К тому же выяснилось, что перила на корабле были такой высоты, что свалиться случайно за борт было просто невозможно.

Выходит, самоубийство! Немедленно нашлись «свидетели», уверявшие, что финансовые дела изобретателя шли неважно и у него была куча долгов. Однако и эти утверждения не соответствовали действительности: изобретение сделало Рудольфа Дизеля богатым, и состояние его росло из года в год. К тому же он имел благополучную семью и массу планов на будущее. Какое уж тут самоубийство? Да и разве так ведет себя человек, решившийся на отчаянный шаг? Зачем просил стюарда разбудить его утром? Зачем приготовил спальный костюм? Вопросы, оставшиеся без ответа.

Шпионский след

Когда позже выяснилась цель поездки Дизеля в Англию, немедленно появилась и еще одна версия: он был убит, потому как имел намерение продать патент своего изобретения англичанам.

Понятно, что в Германии, готовящейся к войне, эта поездка в Англию не могла остаться незамеченной. Кайзер не мог допустить, чтобы в руки вечных соперников и потенциальных врагов попало важнейшее техническое изобретение. Американский журнал «Нью-Йорк Уорлд» сообщал прямым текстом:

«Устранение создателя принципиально нового двигателя выглядит как исполнение приговора за измену фатерланду. К тому же преследовалась цель сохранить тайну двигателя, необходимого для строительства подводных лодок. Изобретателя сбросили за борт, чтобы Англия не завладела патентом».
Немецкие газеты в ответ пытались обвинить, в смерти Дизеля американского промышленника Рокфеллера: мол, дизельные двигатели могли успешно работать на рапсовом масле и даже использованном фритюрном жире, а потому подрывали монополию нефтяного короля. А через год грянула Первая Мировая, и загадка гибели Рудольфа Дизеля уже никого не волновала.

Так как же оно было на самом деле? Изучивший архивные материалы автор исследует все возможные версии, стараясь приоткрыть занавес над событиями той роковой ночи. Его вывод: изобретателя «устранили» агенты кайзеровской тайной полиции — усыпили Дизеля хлороформом и сбросили в море. Плащ и шляпа на палубе должны были свидетельствовать о самоубийстве.

Не так давно на чердаке старого дома была найдена коробка с письмами и открытками, написанными когда-то Рудольфом Дизелем. Сенсация! В настоящий момент находка продается на интернет-аукционе еВау, а продавец запрашивает ни много ни мало 350 тысяч евро. Любители с тугими кошельками пока прицениваются, после чего историческая находка, скорее всего, исчезнет в чьей-то частной коллекции. А вдруг среди пожелтевших от времени бумаг отыщется что-то, проливающее свет на ту давнишнюю загадочную историю?

Автор: С. Нечипоренко

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *