26.04.2024

Учение Шамбалы

Легенды о Шамбале известны тысячи лет. Существует ли это место на самом деле? Никто не видел города и жителей Шамбалы. Возможно, эта мифическая страна существует в параллельных мирах, а может быть — в сознании людей и увидеть ее можно лишь достигнув просветления Будды?

«Если вы знаете учение Шамбалы — вы знаете будущее» (С) Николай Рерих

В Тибете, как и во многих других восточных странах, существуют предания о легендарном царстве – источнике учености и культуры народов Азии.

Кайлас

Согласно этим преданиям, это была страна мира и процветания, которой управляли мудрые, сострадательные цари. Просвещенными и добрыми людьми были и его обитатели. Называлось это царство Шамбалой.

В развитии тибетского общества очень важную роль сыграл буддизм. По легенде, Будда Шакьямунипередал высшее тантрическое учение первому правителю Шамбалы — Сучандре. Это учение, сохранившееся в виде Калачакра-тантры, несет в себе глубокую мудрость тибетского буддизма.

После того как царь принял эти наставления, жители Шамбалы стали практиковать медитацию и следовать буддийскому пути сострадательной любви и заботы обо всех живых существах. Благодаря этому не только правители Шамбалы, но и все их подданные достигли высокого уровня духовного развития.

Кайлас

Среди тибетцев по сей день существует верование, что царство Шамбалы можно найти, и спрятано оно в уединенной долине где-то в Гималаях. Многие буддийские тексты содержат детальные, однако очень неясные указания, как достичь Шамбалы. Следует ли понимать эти тексты буквально или метафорически – мнения расходятся.

Есть и такие тексты, в которых дается подробное описание самого царства. Так, согласно «Великому комментарию к Калачакре», земли Шамбалы расположены к северу от реки Сита и разделены восемью горными цепями. Дворец верховных правителей Шамбалы – выстроен в форме громадного кольца на вершине горы Кайлас.

Кайлас

Согласно другим легендам, Шамбала исчезла с лица Земли уже много веков назад: настал час, когда все общество Шамбалы достигло просветления, и царство пропало, перейдя в иной, более тонкий план бытия. Если верить этим преданиям, цари Шамбалы, по-прежнему видят дела людей; когда-нибудь они вернутся на Землю, чтобы спасти человечество от гибели.

Кайлас

в «Разоблаченой Изиде» приводит легенду о «сынах бога» и «священном острове» — Шамбале. Источником легенды является «Книга Дзиан» — самый древний литературно — философский трактат земной цивилизации. По Блаватской Шамбала – незримая мистическая страна, в которой обитают махатмы – бестелесные учителя человечества. Они общаются с «избранными», передавая через них послания и тайные знания.

Кайлас

В последнее время часть западных исследователей пришла к выводу, что Шамбалой могло быть одно из реальных царств древности, например царство Чжан-Чжун в Центральной Азии. Сведения древних добуддийских текстов, описывающих забытое царство Чжан Чжун в западном Тибете, подтверждаются археологическими находками на границе Тибета и пакистанской части Кашмира. Однако большинство ученых считают легенду о Шамбале классическим мифом.

Кайлас

Среди учителей тибетского буддизма с давних пор существует традиция, в которой Шамбала понимается не как место в пространстве, а как основа, корень потенциальной пробужденности и душевного здоровья в каждом человеческом существе.

С этой точки зрения не столь уж важно, что именно представляло или представляет собой царство Шамбалы – конкретную историческую реалию или миф. Значительно важнее попытаться понять заключенный в этом предании идеал просветленного общества.

Как писал Чогьям Трунгпа Ринпоче («Шамбала: священный путь воина»): «Мир пребывает в полном хаосе. Этому хаосу противостоит учение Шамбалы. Учение Шамбалы основано на предпосылке, что существует изначальная человеческая мудрость, способная помочь разрешению мировых проблем.

Эта мудрость не принадлежит какой-либо одной культуре или религии; она не приходит только с Запада или с Востока; скорее это традиция пути воина, существовавшая на протяжении всей истории в самых разных культурах и эпохах.

«Путь воина» здесь не предполагает ориентации на войну. Слово «воин» взято из тибетского «паво», что означает «тот, кто храбр». То есть путь воина – это традиция человеческой храбрости и бесстрашия.

Кайлас

Такая традиция была у североамериканских индейцев и в племенах Южной Америки; воинскую традицию мудрости представлял японский идеал самурая; принципы просветленного воинства существовали и в западных христианских общинах».

Ключ к пониманию состояния воина и первый принцип видения Шамбалы – не бояться быть самим собой. Принципы пути воина основаны на самовоспитании и самоконтроле. Суть пути воина, суть мужества – никогда и ни при каких обстоятельствах не сдаваться. Задача пути воина заключается в том, чтобы жить полноценно в таком мире, какой есть, со всеми его парадоксами, и найти внутри этого мира сущность настоящего мгновения.

Быть воином означает научиться быть подлинным в каждое мгновение своей жизни, пребывать в состоянии совершенной простоты. В буддийской традиции это состояние бытия называется «отсутствием Я». Принцип отсутствия Я весьма важен в учении Шамбалы. Нельзя быть воином, если вы не владеете опытом отсутствия Эго.

В традиции Шамбалы есть особая дисциплина для развития мягкости, доброжелательности к самому себе, и к окружающему миру — это практика медитации. Практика медитации была преподана Буддой свыше двух с половиной тысяч лет назад. Со времен Будды она передавалась от одного человека к другому и таким образом оставалась живой традицией. Теперь эта древнейшая практика оказывается и самой современной.

Есть такое санскритское слово — садхана, означающая практики, которые человек выполняет для продвижения по пути к просветлению. Обычно это слово рассматривается в сочетании с практикой медитации, цель которой — освободить человека от его отождествления с Эго.

Медитация — это природа самого ума и это переживание само по себе уже есть переживание просветления. Медитация – это путешествие внутрь. И это путешествие бесконечно. Это путешествие начинается, но никогда не кончается.

Будда говорил, что, когда вы медитируете, нет никакого «Я», потому что само осознание своего «Я» отделяет вас от всего остального.

Медитация меняет наше сознание. Пытаясь достичь просветления, йоги десятилетия проводят в медитации. Ученики дзен годами сосредоточиваются на коанах, на загадках дзен. Просветленные, которые достигли своей цели, говорят что ощущение это приходит, как вспышка, и длится всего мгновение, но сила его настолько велика, что меняет жизнь человека навсегда.

Вот тогда им и становятся понятными загадочные слова тибетских Лам:
«Когда взберётесь на вершину горы, продолжайте взбираться дальше».

Loading

Добавить комментарий

Войти с помощью: