В Индийском океане немало групп островов, ставших настоящим раем для туристов. Почему бы и нет? Жаркий климат, теплое море, живописные склоны холмов, покрытые густой растительностью. Широкие листья пальм колышутся на ветру, а теплое солнце греет золотистый пляжный песок. Кажется, каждый клочок суши всегда гостеприимен и открыт.
Но на самом деле есть в Бенгальском заливе настоящий таинственный остров. Он на первый взгляд совсем не отличается от своих собратьев. Те же тропические заросли, обрывающиеся невдалеке от береговой линии. Пенистые волны мерно бьются о побережье, усеянное почти белым песком и небольшими камнями. Наверняка на острове полно диких животных, для них здесь все условия – полно еды, тепло и влажно.
Этот остров – удивительное дело – является территорией Индии. С одним уточнением – люди, населяющие его, совершенно точно об этом не имеют понятия. Это остров Сентинель.
Ученые-антропологи полагают, что примерно 5,5 тысяч лет назад от берегов Африки отплыло некое судно, которому невероятно повезло. Оно смогло заплыть столь далеко и не погибнуть в бурных водах океана. Представители негроидной расы, плывшие на корабле, и стали предками современных жителей Сентинеля. Хотя странно – сейчас каноэ аборигенов столь примитивны, что способны плавать лишь на мелководье. Утратили ли они со временем знания о мореходстве – а возможно, история происхождения сентинельцев совсем иная?
До наших дней в жизни племени сентинельцев не произошло никаких изменений. Они существуют так, будто не было этих тысячелетий, наполненных для остального человечества бурными катаклизмами. Не коснулся их и прогресс. Набедренные повязки, разукрашенные лица, примитивные орудия труда. Жилища – грубо сделанные хижины. Живут собирательством, охотой и рыбной ловлей, не имея представления о сельском хозяйстве. В общем, люди живут подобно многим другим племенам Земли, которые по воле провидения отделены от цивилизованного мира. С одним лишь исключением – чужаков сентинельцы целенаправленно убивают.
Еще Марко Поло в XIII веке описал остров и его обитателей. Великий путешественник свидетельствовал: аборигены свирепы и всегда готовы полакомиться своими врагами. Но поскольку остров достаточно далеко отстоял от маршрутов торговых судов, в те годы он никого не интересовал.
Однако контакт должен был когда-то состояться. И в середине позапрошлого века неподалеку от Сентинеля разбился индийский корабль. Уцелевшие члены команды высадились на берег и заняли круговую оборону. Немногочисленные аборигены встретили чужаков враждебно. Они тут же бросились в атаку на индийцев, и только стойкость моряков спасла их от неминуемой страшной гибели. Туземцы штурмовали вновь и вновь, и оборонявшиеся понемногу теряли силы. Моряков спас подошедший корабль.
Через несколько лет европейские исследователи, которым, вероятно, не терпелось познакомиться с сентинельцами поближе, предприняли дерзкую вылазку на остров. Они не просто высадились на берег, но и зашли вглубь территории, где, пройдя по тропе, нашли хижину. В ней было шестеро туземцев, которые не смогли дать отпор. Двое – по причине преклонного возраста, а четверо были детьми. Пришельцы не нашли ничего лучше, как увезти аборигенов с собой на остров Южный Андаман.
Там и выяснилось: бесконтактное племя не имеет иммунитета к болезням большого мира. Старики тут же заразились чем-то и вскоре скончались один за другим. Было ясно: то же самое ждет и детей. Поэтому маленьких сентинельцев срочно вернули обратно.
Следующие попытки установить контакт также закончились провалом. Общаться аборигены совершенно не желали, угрожали копьями, да и язык их был непонятен. Удачей стало уже то, что членов экспедиции почему-то оставили в живых.
На какое-то время остров оставили в покое. Но с середины XX века индийцы время от времени пытались нарушить покой туземцев. Ничего не менялось: всех, кто хотя бы подплывал к Сентинелю поближе, туземцы прогоняли. Как-то моряки севшего на мель корабля с палубы заметили: аборигены собираются атаковать. Лишь сильный шторм остановил свирепых воинов. Моряки взывали к спасательным службам, моля о помощи – но буря не позволяла выслать экспедицию. Положение становилось критическим, и за командой выслали вертолет.
В итоге было принято решение: запретить любым миссиям высаживаться на остров. Мотивы тех, кто наложил запрет, были основаны на выводе: туземцы не нуждаются в контактах с цивилизованным миром. Они вполне довольствуются тем, что им дает природа, и большего не нужно. Тем более, аборигены готовы защищать свое право на подобный уклад жизни с оружием в руках.
Тем не менее, некоторые упрямцы не перестают вновь и вновь штурмовать неприступный Сентинель. В итоге туземцы убили двух заблудившихся рыбаков, одного миссионера, который надеялся обратить дикарей в христианство, и ранили одного из участников антропологической экспедиции. При этом даже тела несчастных жертв забрать удалось с трудом, операция проводилась под градом стрел.
На данный момент территория вокруг неприступного острова официально объявлена зоной отчуждения. Контакты запрещены полностью.
В таком подходе есть глубокий смысл. Не нужно навязывать всем свой образ жизни, даже если все вокруг считают его правильным. Поэтому лучше дать сентинельцам возможность существовать так, как они привыкли за тысячи лет уединения.