В древнем хакасском эпосе «Ан Хучин» говорится: «Поднявшись на высокий каменный хребет, богатырь смотрел вдаль… Когда же он пригляделся, то обнаружил, что медный менгир является пуповиной земли».
Поразительная находка
О существовании менгиров — священных камней или древних каменных изваяний — европейцам известно с давних времен. Эти камни и по сей день возвышаются в северо-западных провинциях Франции, в Великобритании и Ирландии. Знаменитый камень «Дед», ныне хранящийся в Минском музее валунов, еще два столетия назад был объектом поклонения белорусов. В России сакральные камни можно увидеть на Соловках и Валааме, в Кижах и на берегах Ладоги, на Урале и в горах Алтая.
Хакасские менгиры открыл осенью 1722 года известный путешественник Даниил Готлиб Мессершмидт. После полугода, проведенного среди алтайских племен, он прибыл в Хакасию, где случайно наткнулся на поразившую его статую. Каменная стела, под наклоном вкопанная в землю, находилась в часе езды от родового кладбища неподалеку от селения Есь-Бельтыр. Сопровождавшие путешественника хакасы не позволили ученому приблизиться к истукану, прежде чем трижды не объехали его на лошадях, при этом что-то напевая и прихлопывая. Когда Мессершмидт, наконец, внимательно рассмотрел изваяние, то увидел, что оно высечено из серого песчаника, а за спиной у статуи — толстые, сплетенные из конского волоса косы, похожие на те, что носили местные женщины. Позже путешественник узнал, что этот каменный фетиш у хакасов зовется Улуг Хуртуях Тас (переводится как Большая каменная баба, а ближе к сути — Мать всех матерей или Чрево земли) и почитается как старуха-прародительница. В своем дневнике, после бесед с местными жителями, Мессершмидт записал, что хакасы оказывают старухе-статуе большой почет. Самые достойные и уважаемые представители родов и племен в определенные дни месяца приносят к прародительнице пищу, речную гальку и деревянные амулеты, которые, побывав подле менгира, якобы приобретают особую мистическую силу. Также, по воспоминаниям Мессершмидта, у хакасов принято мазать каменные губы старухи-прародительницы жиром, маслом и молоком…
Пятьдесят лет назад изваяние увезли в Абакан, в краеведческий музей. Рассказывают, что ключи, которые били рядом со стелой, ушли тогда вглубь земли. Сейчас каменное божество вернули в Сагайскую степь, и вокруг него вновь зажурчала вода.
Улуг Хуртуях Тас находится теперь в центре 35-километрового Аскизского могильника вблизи улуса Анхаков на территории Аскизского района Республики Хакасии (в 127 километрах от Абакана).
Открытия современных ученых
Лишь спустя 250 лет после открытия хакасских менгиров они всерьез заинтересовали отечественных ученых. В конце 70-х годов прошлого века группа исследователей из Хакасского научно-исследовательского института языка, истории и литературы приступила к изучению этих культовых объектов, которое проводилось последующие два десятилетия. На территории Боградского, Аскизского и Усть-Абаканского районов Хакасии было открыто три места скопления древних менгиров, которые преподнесли ученым немало удивительных сюрпризов.
В частности, удалось выяснить, что менгиры с 34-го километра трассы Абакан-Аскиз стояли там, где полторы тысячи лет назад находился так называемый Малый дворец древнехакасского царства. С этим дворцом у хакасов издавна связано немало легенд и преданий. Согласно одному из них, правителями хакасского народа в стенах своей резиденции был спрятан огромный клад, охранять который заставили лучших воинов, превращенных придворным шаманом в безмолвные и грозные каменные статуи.
В Усть-Абаканском районе, у изваяний под названием Большие ворота, в торцевых сторонах выбиты контуры человеческих тел, от голов которых в разные стороны отходят по три луча. А в правом каменном монолите имеется углубление для рук, ног, головы и туловища. Эта форма образовалось, как предполагают ученые, в результате многовековой традиции местного населения — при совершении магических ритуалов тереться телами о камень.
При исследовании каменной старухи-прародительницы Улуг Хуртуях Тас методом биолокации ученые установили, что менгир расположен в центре низкочастотной патогенной зоны шириной около 20 метров, пролегающей с севера на восток. Интенсивность биолокационной аномалии в этом месте доходила до 450 условных единиц.
Места силы
Операторы биолокации знают, что подобные показатели имеются лишь в так называемых местах силы — территориях с повышенной геомагнитной активностью, где с давних времен возводились храмы, капища и святилища. Даже поверхностное биолокационное обследование хакасских менгиров подтвердило предположение ученых о том, что все эти изваяния установлены в таких аномальных местах. Исследователи неоднократно оказывались свидетелями необычных явлений вблизи сакральных статуй. В частности, регулярно фиксировали существенное отставание механических и электронных часов, сбои в работе электромагнитной аппаратуры. Разряженные батарейки карманных фонариков, пролежавшие рядом с менгиром более часа, по необъяснимой причине вновь становились «гожими». Один из операторов в качестве эксперимента положил на каменный постамент менгира Улуг Хуртуях Тас тупой металлический нож, где тот пролежал всю ночь. К всеобщему удивлению, на следующее утро лезвие ножа оказалось острым, как бритва. Более того, нож, несмотря на его активную эксплуатацию, очень долго потом не терял своих отличных режущих свойств.
Немало интересного ученые отмечали и в собственном самочувствии. Так, уже через 10-15 минут пребывания рядом с менгирами у людей проходила головная или зубная боль, затягивались раны и порезы. У некоторых наблюдалось чувство легкой эйфории, повышалось настроение и работоспособность, быстро проходила усталость. Исследователи, страдавшие близорукостью, с восторгом отмечали повышение остроты зрения. У краснодарского геофизика Андрея М., работавшего в составе объединенной экспедиции в Аскизском районе Хакасии в 1980 году, бесследно прошла астма, мучившая его не один десяток лет.
Чудеса камней
Предания местных жителей красочно описывают многочисленные факты волшебных исцелений людей, сходивших на поклон к менгирам. Однако существует еще целый ряд легенд и реальных свидетельств, рассказывающих о других чудесах, источниками которых стали древние менгиры. Так, старожилы деревни Кубай, расположенной неподалеку от знаменитых Больших ворот, вспоминают, как эти ворота в 1939 году… закрылись. В один из летних дней задрожала земля, в воздух поднялись облака пыли, а когда они рассеялись, люди увидели, что проход шириной в несколько метров затянуло серой прочной перегородкой. Об нее потом, как повествуют легенды, ударялись и разбивались птицы.
А в начале 50-х годов прошлого века вдруг заговорила старуха-прародительница Улуг Хуртуях Тас. Ее рокочущий, идущий словно из-под земли голос слышали жители многих окрестных селений. Это загадочное явление было воспринято хакасами как выказывание каменным идолом своего недовольства. Уже на другой день десятки старейшин и шаманов пришли поклониться древнему изваянию, принеся ему щедрые дары.
До сих пор ходят разговоры и о еще одном удивительном событии — о появлении в конце XIX века в Боградском районе Хакасии белого камня-менгира. Говорят, что однажды старейшины племен увидели яркий свет, поднимавшийся к небу из-за реки Таштып. Шаманы поселков, немедленно собравшиеся на свой сход, истолковали это явление как милость духов земли и отправили троих представителей к месту, откуда свет исходил. Посланцы-шаманы вернулись лишь через месяц. Они с радостью объявили, что нашли священный камень, который исцеляет, дарит молодость и помогает общаться с духами…
Последние исследования российских этнографов и историков показывают, что в древности на территории современной Хакасии было немало мест, считавшихся священными у народов Сибири. Это заповедные территории на юге, граничащие с Тывой, и на севере — с Красноярским краем. Вероятно, в сибирских труднодоступных местах ученых ждет еще немало загадок, многие из которых связаны с легендарными каменными изваяниями — менгирами.