В настоящее время в педагогической практике наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного образования к образованию, ориентированному на личностные особенности и способности каждого индивида, а также на уровень его здоровья. Здоровье и качество жизни подрастающего поколения признаны основополагающими ценностями системы образования, что нашло отражение в Концепции модернизации российского образования. Здоровье студента является одним из ведущих условий и ресурсом успешного социального развития личности и ее самореализации [2]. Это обуславливает повышенные требования к учащейся молодежи, к их саморегуляции, умению владеть собой. Находить оптимальные решения в трудных, неоднозначных, стрессовых ситуациях[3].
Основной функцией современной модели образования, нормативно зафиксированной в Законе РФ «Об образовании», выступает развитие личности. Становление личности субъектом здоровья носит социально обусловленный характер. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость формирования ценностного отношения к здоровью учащейся молодежи в процессе образовательной деятельности, определяющего в дальнейшем полноту реализации их жизненных целей и смыслов [4]. Эффективность механизмов формирования здоровья зависит от многих факторов, но определяющую роль среди них играет нравственность (культурность) самого человека, его отношение к своему здоровью и здоровью других людей (И.И. Брехман, Н.М. Амосов, В. Леви). Средством, обеспечивающим формирование здоровья, является содержание образования, т.е. содержание процессов обучения и воспитания.
Процесс обучения требует напряженной активности студента при освоении значительного объема информации, выработке здоровьеформирующих компетенций, формирующих профессиональный кругозор человека [1]. Наиболее значимым является изменение мотивации к обучению. Любые усилия, превышающие адаптивные возможности здорового студента, вызывают различные психофизиологические дисфункции всех систем его организма.
Уровень психофизической культуры молодежи за время обучения в вузе снижается, что обусловлено и резким ростом информационных и эмоциональных нагрузок, приводящих к значительному ухудшению психического самочувствия человека, повышенной тревожности, отчужденности, и низким уровнем технологической оснащенности студентов, позволяющей им преодолевать стрессовые ситуации.
Понятие «культура здоровья студента» включает в себя три основных компонента: когнитивный компонент, характеризующий уровень компетентности о личном здоровье, здоровом образе жизни и пр.; эмоциональный компонент, отражающий особенности эмоционального состояния, обусловленного изменениями со стороны здоровья; мотивационно — поведенческий компонент, определяющий место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, характеризующий степень приверженности человека здоровому образу жизни.
Сущность педагогической концепции здоровьеформирующей функции образования заключается: в разработке структурно — процессуальных и содержательных компонентов здоровьеформирующего пространства вуза; в разработке механизмов психолого — педагогической поддержки развития здоровье -ориентированной личности; в мониторинге психолого — педагогических детерминант, влияющих на мотивационно — ценностное отношение к здоровью у участников образовательного процесса; в разработке механизмов управления компонентами здоровьеформирующего пространства вуза; В формировании здоровье — ориентированной личности студента.
Результат проводимой исследовательской работы со студентами ННГАСУ, описанный на сайте seenroutine выявил динамику исследуемых показателей здоровья у студентов вуза (с первого по четвертые курсы). Данный показатель отражает статистически достоверное (p<0,005) снижение уровня качества жизни студентов (по тесту SF — 36), как физического с — 85,88±3,98 б. до 68,75±1,65 б., так и психического компонентов качества жизни с — 61,46±0,95 б. до 56,37±1,46 б. Более низкие исходные показатели психического качества жизни связаны, прежде всего, с низким уровнем отдельных компонентов личностного развития студентов, индивидуальной культуры здоровья и воспитания, психологической неготовностью преодолевать стрессогенные ситуации. Анализ функционального состояния студентов выявил нарастание с первого курса уровня невротизации у студентов с 5,61 % до 13,33 % к четвертому курсу.
Студенты первого курса показали низкий уровень напряженности копинг -механизмов, соответствующий адаптивный вариант копинга по копинг — стратегии «принятие ответственности», проявляющейся в виде признания своей роли в проблеме и выборе способов ее решения. В тоже время, они имеют высокую напряженность копинга, свидетельствующую о выраженной дезадаптации по копинг — стратегии «положительная переоценка», проявляющаяся в виде усилий связанных с ростом собственной психофизической культуры личности.
В свою очередь, у студентов четвертого курса напряженность копинг -механизмов, соответствующих среднему уровню отмечена по копинг — стратегии «принятие ответственности», проявляющейся в виде признания своей роли в проблеме и выборе способов ее решения. Копинг — стратегия «планирование решения проблемы» находится на высоком уровне напряженности, что свидетельствует о выраженной дезадаптации данной стратегии.
Полученные данные свидетельствующие о достаточно низком уровне здоровьформирующих компетенций. На первом курсе они составляют только 28,50 % , на втором курсе — 35,90 % , на третьем курсе — 30,73 % , на четвертом — 30,55 % студентов, имеющие минимально достаточный уровень развития здоровьформирующих компетенций.
Основными причинами ухудшения здоровья, оказывающими существенное влияние на здоровье обучающихся в вузе, наряду с нерациональным режимом дня и большой учебной нагрузкой, являются такие факторы, как несбалансированное питание, гиподинамия, вредные привычки, отсутствие возможности заниматься физической культурой (в свободное от учебы время), дефицит свободного времени, нехватка финансовых средств, ограничение по состоянию здоровья, отсутствие мотивации и интереса к здоровому образу жизни.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что сложившаяся в вузах учебно -воспитательная система ориентированная на здоровье и здоровый образ жизни нуждается в новых и современных методиках, технологиях и социально — значимых ориентирах, которые смогут обеспечить переход здоровье — ориентированных компетенций и ценностных ориентаций студентов на качественно новый уровень.
Список использованной литературы
- Агаджанян, Н.А. Здоровье студентов [Текст] / Н.А. Агаджанян // . — М.: Изд — во «Россия» — 1977.- 202 с.
- Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека [Текст] / АЯ Иванюшкин // . — Вестник АМН СССР. — Т. 45. — № 4. — 1982.- С. 29 — 33.
- Мысина, Г.А.. Создание условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов в здоровьесберегающей образовательной среде вуза [Текст] / Г.А. Мысина // . — Автореф. дисс. докт. пед наук. — Тула. — 2011. — 45 с.
- Маджуга, А.Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования [Текст] / А.Г. Маджуга // . — Автореф. дисс. докт. пед наук. — Владимир. — 2011. — 49 с.
Автор: Сидоров Д.Г., д.п.н., доцент, Большев А.С., к.м.н., доцент, Агаев Н.Ф.О., к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО ННГАСУ г. Нижний Новгород, Российская Федерация