28.04.2024

Неподготовленная беседа как метод развития диалогической речи

Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада. Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности ребенка, и зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.

Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада. Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности ребенка, и зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими.

Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка. Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации. Беседа – своеобразный диалог, направляемый определенной темой.

Цель беседы – обсудить, выяснить какой-то вопрос. Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых.

Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря. Ребенок второго и третьего года жизни легко отвлекается от содержания разговора. На четвертом и пятом году он постепенно переходит от отрывочных высказываний к более последовательным, развернутым, начинает задавать много вопросов, в том числе такие характерные, как почему? зачем?. Дети пяти лет способны к целеустремленному разговору в течение довольно длительного времени. Такой разговор содержит вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседника.

В «Программе воспитания в детском саду», например в одинцово частный детский сад, для средней группы поставлена специальная задача: учить детей участвовать в беседе. Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность), а также ряд навыков поведения.

Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Формирование разговорной речи осуществляется также на различных занятиях. Речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном и в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей. Этот процесс начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду. Воспитатели должны знать приемы, которые помогут в решении стоящих перед ними задач. Важно с самого начала расположить к себе ребенка, приласкать и заинтересовать его.

В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют ребенка и вызовут у него реплики, например: «Дай мне». «У меня тоже есть». «А кто это?». Это могут быть привлекательные игрушки, например: звучащая, движущаяся, би-ба-бо, яркие картинки, животные в уголке природы. Воспитатель должен заранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров, которые ребенок может сразу поддержать. Например: Кто тебе купил эту книжку? Какие у тебя есть игрушки? И др.

В более старшем возрасте можно предложить вспомнить свою елку, игры дома, на улице, любимые книжки. В разговорах педагог касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними. Воспитатель сам вызывает детей на разговор, например: называет имя и отчество няни, имена некоторых детей. Если в первые дни пребывания в детском саду ребенок молчит, педагог должен быть особенно ласковым и упорным: приговаривать, общаясь с ребенком, играть с ним, называть свои действия.

В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Не нужно избегать разговоров и во время еды. Воспитатель обращается с общими вопросами к детям, например: вкусно ли, не остыло ли блюдо, узнали ли они свое любимое кушанье. Воспитатель приучает их к негромкому сдержанному разговору во время еды, подчеркивает, что никогда не говорят с пищей во рту. Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием.

Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными. Коллективные разговоры в младшей и средней группах помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения

к ним. Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, просить, подавать реплики), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка. Именно в диалоге развивается умение слушать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста.

Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей мере. Эту потребность надо широко использовать в интересах развития речи детей. Дети, с которыми много и сознательно говорят люди вдумчивые, интересующиеся их внутренним миром, и развиваются быстрее, и говорят лучше. Особенно значительны по своему воспитательному значению индивидуальные разговоры с детьми, при которых вскрывается внутреннее существо ребенка и развивается его язык в несравненно большей мере, чем при разговоре в коллективе.

В детском саду можно разговаривать с каждым из детей чаще, чем обычно это делается. Нужно идти навстречу порывам детей делиться своими переживаниями, мыслями, выслушивать их, расспрашивать, отвечать на вопросы, по возможности сопровождать речью все проявления жизненного общения с ребенком, чего мы часто не делаем. Нередки такие факты: ребенок подходит после обеда к воспитателю и, повернувшись к ней спиной, становится перед ней. Этим он дает знать, что ему нужно развязать салфетку или расстегнуть платье и т.п. Воспитатель тоже безмолвно развязывает. Или сам воспитатель подходит к ребенку и развязывает салфетку, не произнося ни слова. Явление совершенно недопустимое. Жест, поза могут сопровождать слово, но не заменять его. Ведь каждое слово, воспринятое слухом ребенка, тем более произнесенное, содействует развитию его языка. Нужно выискивать возможности поговорить с каждым из детей. Возможности эти не могут быть предусмотрены никаким планом. Их выдвигает жизнь и чуткое отношение к ребенку.

Для обучения детей диалогической речи можно использовать различные игры.

Например: «Волшебный мешочек»

  1. Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют. Потом вытаскивают предмет, чтобы проверит себя.
  2. Один ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана.

«Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем». Дети разбиваются на пары, выбирают одно животное или птицу для себя и своего партнера. Выбранное животное нужно изобразить так, чтобы остальные дети узнали его.

Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме. Они проводятся в кругу семьи, в детском саду, в свободное время как отдых, как развлечение. В лексических играх мы учим детей классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, учим устанавливать простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия.

В словесных играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность. Игра «Исправь меня»: взрослый неправильно рассказывает, ребенок исправляет. Взрослый и ребенок составляют диалоги на определенную тему. Придумывание совместных рассказов на фантазийные темы («Если бы ты был цветком, самолетом?», «Что было бы, если бы все время шел дождь?»). Придумывание своей сказки на заданную тему, или свободную по желанию ребенка.

Полезны игры, развивающие описательную речь: 1. «Что может рассказать о себе малина, книга, автобус» (я – малина, вкусная ягода, я расту на кустах, я сочная, сладкая, из меня делают сок и варят варенье). 2. «Угадайка»: узнай предмет по описанию. 3. «Небылицы». 4. «Мое любимое животное». 5. «Наши хорошие и плохие дела». 6. «Как передвигаются животные?».

При систематическом использовании различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

Полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. Необходимо включать материалы на этические темы с оценкой событий, поведения детей. Необходимо наблюдать за изменениями в природе, находить хорошее и плохое в окружающем мире. Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Бородич А.М. методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981.
  2. Гербова В.В. Развитие речи детей дошкольного возраста М.: Мозаика – Синтез,2010г.
  3. Ушакова О.С. Развитие речи. М.: Мозаика – Синтез, 2010г

Автор: Архипова Ольга Николаевна, ГБОУ детский сад № 1784 г. Москвы, воспитатель, Московская область

Loading

Добавить комментарий

Войти с помощью: