Заглянем еще раз в храм Сети I в Абидосе и посмотрим повнимательней на те предметы, которые держат в руках боги в сценах, запечатленных на стенах.
Историки обычно используют для обозначения этих предметов термин «атрибут бога», сводя большей частью эти предметы к неким символам, не имеющим никакого практического применения. Но подобная трактовка уместна для выдуманных богов, мы же ведем речь о реальности этих самых богов. Следовательно, их «атрибуты» могут иметь и вполне практическое функциональное назначение. Это, скажем, подтверждает изображение в руках Тота таких «атрибутов» как свиток папируса или измерительная линейка – вполне обыденных предметов, имеющих понятное практическое применение.
Тогда что может означать прямоугольный предмет с двумя круглыми кнопками, свисающий из сжатой кисти руки бога на чем-то типа шнурка или провода?.. По мнению историков это – древняя чернильница. А на мой взгляд, весьма похоже на упрощенное изображение пульта дистанционного управления либо средства связи типа мобильного телефона или рации…
Есть и другие забавные изображения. Но наиболее загадочным и наиболее часто встречающимся в храме Сети I предметом в руках богов является некий «скипетр», для которого египтологи используют термин «уас». Следует только сразу же отметить, что термином «уас» также обозначают гораздо более короткий, по сравнению со «скипетром», но во многом схожий по внешнему виду предмет.
Вот, что можно прочитать по поводу уаса:
«Скипетр уас состоит из вертикальной части, раздваивающейся на нижнем конце, и увенчанной поперечной наклонной секцией, часто в форме головы животного, возможно, фантастического. Нижняя часть изображает ноги животного, а длинная средняя соответствует телу или шее, как у жирафа. Однако детальная зооморфная проработка есть только у «головы» скипетра, напоминающей голову животного Сета, но смысл этой ассоциации не ясен».
На самом деле это справедливо в отношении «короткого уаса» (если так можно выразиться) и лишь тех «скипетров», где они изображены в явно упрощенном виде. Это упрощение и запутало исследователей, явно смешавших два совершенно разных объекта.
«Скипетр», изображенный в руках богов на стенах храма Сети I, существенно сложнее. В нижней части он представляет собой явно полую трубку с выходящей из нее «вилкой с двумя зубцами» (те самые якобы «ноги животного»). Эта «вилка» показана то полностью задвинутой в «скипетр», то частично или полностью из него выдвинутой. Такое различие в положении «вилки» явно указывает на какую-то ее функциональность.
В верхней же своей части «посох» заканчивается крючковатым разветвлением, который и считается навершием «уаса». На изображениях в храме Сети I к верхней части «уаса» добавляются в различных количествах и комбинациях еще один или более «уас», а также объекты под названием «анкх» (так называемый «египетский крест», у которого верхняя «палочка» заменена на «кольцо») и «джед» (утолщенный цилиндр с поперечными «насадками»)
Сравнив разные изображения в храме Сети I, можно обратить внимание на то, что «уас», «анкх» и «джед» на «скипетре» могут находиться как в «сложенном», так и в «развернутом» состоянии. Причем в «развернутом» виде они представлены именно тогда, когда на изображении отражено явно взаимодействие бога с кем-то еще (человеком или другим богом). И на самом деле вполне можно вести речь не столько о «свернутом» или «развернутом» состоянии верхней части «скипетра», сколько о ее «рабочем» и «нерабочем» положении – особенно если вспомнить о том, что и нижняя часть «скипетра» тоже может находиться в разном состоянии.
В целом же получается, что «скипетр» не был каким-то сугубо символическим «атрибутом», а представлял собой некое довольно высоко технологичное устройство со вполне определенными функциональными возможностями, а дополнительные «уасы», «анкхи» и «джеды» (в разной их комбинации) использовались в том случае, когда требовалось изменить или усилить воздействие «скипетра».
Такой вид «скипетров» здесь доминирует. Но есть и другие изображения. Возможно, что некоторые боги имели не стандартизированные, а свои, индивидуальные «скипетры». Так на одном рисунке у Гора «скипетр» значительно шире обычного и имеет как будто строенную толщину. Навершие его «скипетра» изогнуто, и помимо стандартных «анкха» и «джеда» (находящихся в рабочем состоянии) на нем висит дополнительный элемент.
А «академик» среди богов – бог Тот, судя по изображениям в храме Сети I, пользовался разными скипетрами. Тут есть рисунки, где он держит стандартную модель. Но имеется и изображение, где в его руках самый экзотический «скипетр» из всех встречающихся моделей. «Скипетр» изображен в виде двух длинных стеблей лотоса, на которых вверху расположились две кобры в коронах верхнего и нижнего Египта.
Эти две кобры наводят на идею связи функциональных возможностей «скипетра» Тота с возможностями урея (см. ранее). Однако египетская мифология, увы, здесь на удивление молчалива и подсказок, как с уреем и «Великим менатом» богини Хатхор, о функциях «скипетров» не дает. И в данном случае приходится искать другой источник информации.
Две кобры на «скипетре» Тота наводят на мысль о возможности обратиться к Ветхому Завету, где имеется эпизод о превращении посоха Моисея в змею и обратно. Есть ли тут действительно какая-то связь, до конца не ясно. Но посох Моисея сам по себе достоин того, чтобы уделить ему внимание.