Одна из самых красивых тиар в личной коллекции Елизаветы II и сегодня вызывает бурные споры по своему происхождению. Откроем четыре тайны этой тиары…
1. Тайна создания
Владимирская тиара в 1874 году была свадебным подарком от великого князя Владимира Александровича (брата императора Александра III) своей невесте — немецкой принцессе, герцогине Марии Александрине Элизабете Элеоноре Мекленбург-Шверинской.
В Петербурге в особняке на Английской набережной великая княгиня Мария Павловна (так назвали ее в России) устраивала пышные приемы и балы, почти всегда надевая Владимирскую тиару.
Тиара была изготовлена ювелирным домом Болина. Бриллиантовые своды открывали свисающие жемчужные капли, а изящные бриллиантовые кольца забыть было невозможно.
Название тиары «Владимирская» закрепилось по имени заказчика данного изысканного предмета — великого князя Владимира Александровича.
2. Тиара во время революции
Стоит сказать, что великий князь Владимир Александрович, а особенно его супруга Мария Павловна имели очень честолюбивые планы на престол. Владимир Александрович, мечтал занять трон, и ему бы это удалось согласно положения о престолонаследии, если бы во время катастрофы с поездом в Борках (1888г) император Александр III и его три сына погибли.
Мария Павловна, к тому времени, имела трех сыновей и дочку. И мысленно мечтала, что престол окажется у старшего сына. Про ее собранную ювелирную коллекцию стоит сказать, что по роскошности и количеству драгоценностей она уступала лишь сокровищам Марии Федоровны, матери Николая II.
Как бы там ни было, но с приходом революции, всем планам пришел конец. После смерти мужа великая княгиня Мария Павловна была в центре оппозиции против Николая II.
И февральская революция застала ее в Кисловодске, когда она находилась под домашним арестом.
3. Ловкая кража драгоценностей в особняке
Конечно, Мария Павловна понимала, что неизвестно когда попадет в свой особняк. Перед уездом в Кисловодск она спрятала драгоценности в своей спальне в тайнике.
Особняку великого князя Владимира Александровича удалось избежать стандартной участи разграбления в период 17-20 годов. Главная причина — по просьбе М. Горького там разместился Дом ученых, благодаря чему и картины, и антикварная мебель оставались на своих местах.
Альберт Стопфорд — английский разведчик, аристократ, занимался доставкой личных писем от короля Георга V императору Николаю II. Также очень неплохо разбирался в антиквариате и занимался куплей-продажей драгоценностей.
Именно он летом 1917 года лично выкрал украшения из сейфа, облачившись в женское одеяние. Он точно знал, где сейф, так как все указания дала лично Мария Павловна. Далее драгоценности уехали в Лондон по посольской линии.
4. И как тиара оказалась у английской королевы?
В феврале 1920 года Мария Павловна вместе со своим сыном Андреем и Матильдой Кшесинской (на тот момент еще не являющейся супругой) эмигрировала из Новороссийска во Францию.
Уже в августе того года Мария Павловна умерла, не выдержав испытаний с ней и ее детьми. Свои драгоценности она завещала детям: Кириллу — жемчуг, Борису — изумруды, Андрею — рубины. А вот ее дочери Елене достались бриллианты и та самая Владимирская тиара.
Великая княжна Елена Владимировна (дочь Марии Павловны) жила в Париже в изгнании в очень бедственном положении. В 1921 году она выставила значительную часть своих драгоценностей на продажу. Покупателем Владимирской тиары стала Мария Текская, королева Великобритании.
С тех пор, во Владимирской тиаре появились съемные кембриджские изумруды, а королева Елизавета II надевает эту тиару чаще остальных. Однако, название этой великолепной тиары — Владимирская, что безусловно указывает на качество ювелирного искусства русских мастеров.