История этой загадки началась в 1991 году, когда группой золотоискателей на реке Нарада были обнаружены металлические изделия спиралевидной формы. Их изучение вызвало к жизни сразу несколько вопросов.
Во-первых, эти спирали изготовлены из меди, вольфрама из молибдена. Медные спирали имеют размер до трёх сантиметров, вольфрамовые и молибденовые – меньший размер вплоть до микроскопических, невидимых невооружённым глазом «пружинок». В результате исследования обнаруженных артефактов было определённо доказано, что они имеют рукотворное происхождение. Многие из них обладают пропорциями, соответствующими «золотому сечению». При этом нужно учитывать, что вольфрам и молибден – это металлы с высокой температуры плавления, и их обработка с такой степенью точности становится возможной только на определённом уровне развития технологий.
Во-вторых, возраст слоя почвы, в котором были обнаружены артефакты реки Нарада, оценивается в несколько десятков, а возможно и сотен тысяч лет. Проблема заключается не только в том, что необходимых для создания таких «пружинок» технологий в древности не существовало. Находясь в почве в течение длительного времени, медь подвергается химическим процессам, разрушающим её структуру. Даже века достаточно, чтобы медный предмет, лежащий в земле, получил значительные повреждения. Медные артефакты, обнаруженные на Нараде, подобных повреждений не имеют.
Аналогичные артефакты неоднократно обнаруживались и в последующие годы не только на Нараде, но и на реках Козим и Бальбануй. Об их происхождении высказывались различные предположения. В частности, немецкий исследователь Хаусдорф считал, что они были созданы внеземной цивилизацией, которая владела развитыми нанотехнологиями. Наряду с уфологическим, существует и «земное» объяснение.
Артефакты реки Нарада.
Эксперты в области обработки металлов неоднократно отмечали, что структура поверхности у многих спиралек напоминает аналогичные изделия, изготовленные по вполне земной технологии. По форме артефакты напоминают тензодатчики – элементы современных космических аппаратов. В этом случае их обнаружение именно на реках Приполярного Урала объясняется тем, что она является районом выпадения ступеней российских космических аппаратов, запущенных с Плисецка или Байконура. Это объяснение, однако, оставляет открытым вопрос о том, почему были обнаружены именно предполагаемые тензодатчики, а не какие-либо другие, более крупные, элементы. Определение возраста артефактов также может быть подвергнуто сомнению. Во всех случаях, кроме одного, они обнаруживаются в принесённом водой прибрежном грунте, о возрасте которого нельзя сделать точных заключений. В оставшемся случае, когда датировка всё же была возможна, слой, отделявший «древние» слои грунта от «современных», имел небольшую толщину, и датировка вполне могла быть ошибочной.
Таким образом, существующие гипотезы не обеспечивают объяснения всех имеющихся фактов. Поскольку археологических раскопок на территории обнаружения артефактов не проводилось, вопрос нельзя считать окончательно решённым в пользу их внеземного или современного земного происхождения. Установлено лишь, что они являются продуктом высоких технологий.