До сих пор мозг остается неизученным до конца объектом, а ученые имеют больше знаний о Вселенной, нежели о человеческом мозге. Сознание, способность воспринимать и осознавать наше окружение, в частности, веками смущало ученых, поскольку до сих пор не было возможности определить, что именно в нашем мозгу дает нам эту силу.
Физик Стэнфордского университета Андрей Линде задался вопросом о том, как связан мозг с окружающей средой, а его британские коллеги поддержали исследование. Вот, что он написал в своей книге «Жизнь, Вселенная, Сознание»:
«Возможно, по мере развития науки, изучение Вселенной и изучение сознания будут неразрывно связаны, и конечный прогресс в одном будет быть невозможным без прогресса в другом? Вселенная и наблюдатель существуют как пара. Я не могу представить последовательную теорию Вселенной, которая игнорирует сознание».
Но исследование мозга заставляет ученых точно определить, где именно находится сознание или разум. Международному исследованию удалось идентифицировать мозговые сигнатуры, которые указывают на наличие сознания, то есть определить его физическую форму.
Исследовательская группа исследовала три группы людей — тех, кто находился в вегетативном состоянии, тех, кто был в минимально сознательном состоянии, и группы здоровых участников.
Эксперты использовали сканер с функциональной магнитно-резонансной томографией (МРТ), который измеряет активность мозга и способ взаимодействия различных регионов.
В итоге, член команды Давиния Фернандес-Эспехо, старший преподаватель Школы психологии и Центра здоровья человеческого мозга (Бирмингемский университет, Великобритания) сообщила очень интригующие факты для аналитической статьи издания The Conversation:
«Мы нашли два неизвестных раньше способа сообщения между частями мозга. Их можно наблюдать в виде физически заметных нитевидных структур, но это возможно только тогда когда человек находится в сознании. Эта сложная структура пропадает при введении пациентов в глубокий наркоз, что подтверждает идею о том, что наше сознание действительно напрямую зависит от состояния головного мозга».
Дмитрий Мушинский