Представьте, что вы провалились во временной разлом. Какое направление движения предпочтете: в прошлое или в будущее? Этот вопрос давно не дает мне покоя. Для себя я ответила на него так: все зависит от «дальности» попадания. Например, в прошлое я рискнула бы отправиться не дальше начала прошлого века. Максимум, согласилась бы взглянуть на последние годы 19 столетия. А что, там все не так уж и плохо было. Электричество изобрели, пароходы бороздят мировой океан, а паровозы резво бегут по чугунным рельсам из точки А в точку Б. Поначалу было бы трудно привыкнуть к отсутствию интернета, беспроводной связи и тусклым лампочкам Эдисона вместо ярких светильников нынешнего времени. А потом ничего, освоилась бы.
Вторым неприятным моментом переноса в прошлое стала бы разница в мировосприятии. Но и это тоже возможно пережить. Мне думается, что человеку из 21 века в начале прошлого столетия было бы не так неуютно, как если бы он очутился в Средневековье. Представьте, что вы «провалились» во времена Ивана Грозного, или в период наступления Наполеона на Россию. В этом случае дела бы обстояли гораздо хуже. Про разницу в менталитете можно даже не говорить, итак все ясно. А бытовые условия? Если без мобильного телефона еще как-то проживешь, то без парового отопления и горячего душа современный человек протянет недолго: быстро покроется лишаями, завшивеет и попросится домой. После такого путешествия сезонное отключение горячей воды покажется невинной детской забавой.
Да, к разнице в отношении к жизни все-таки хочу вернуться. В Средние века, неважно, в какую страну вас занесет, шансов умереть от чесотки у вас будет гораздо меньше, чем от петли палача или ножа разбойника. Представьте, как оригинально вы будете выглядеть с голыми щиколотками, торчащими из кроссовок, в окружении суровых пейзан с вилами. Да и чванливая знать вряд ли оценит хипстерский наряд. Вас быстро отправят в острог, где долго церемониться не станут: сначала выпорют плетьми, потом придадут анафеме и отправят на эшафот. Или наоборот? Впрочем, для вас последовательность действий уже не будет иметь значения. Это вам не «Янки при дворе короля Артура»!
К прочим равным условиям прибавьте еще и языковой барьер. Да-да, думаете, вы будете в состоянии понять речь предков, живших лет 300 назад? Увы, за это время язык претерпел глобальные изменения, и вы ни слова не разберете, что не добавит очков в глазах суровых карателей.
Более-менее цивилизованным, по моему скромному мнению, человечество стало ближе к нашей эпохе. Я не случайно сказала про стык столетий – девятнадцатого и двадцатого. По крайней мере, и языковых проблем будет меньше, и к внешнему виду не будут так тщательно присматриваться и придираться к мелочам. Конечно, не советую «светить» смартфоном или демонстративно раскуривать вейпер, но в целом приноровиться к быту тех лет кое-как можно.
Хуже, если вас занесет в какой-то конкретный промежуток 20 века. Причем, опять же неважно, в Россию или в тихую Европу. Лично мне не хочется попасть в период военного коммунизма или диктатуры пролетариата. Это все равно, что угодить во Францию в славную эпоху Великой Французской революции!
Для временной иммиграции не подходят и тридцатые годы. По всему миру в это время активно распространяется вирус чумы. Той самой, которую аллегорически описал в одноименном романе А.Камю. Той, что, по его словам, годами может жить в завитушках мебели, дожидаясь своего часа. Бурные тридцатые. Времена великих диктаторов, глобальных кризисов и экономических подъемов. Чур, меня, как говорят в таких случаях! Уж лучше к динозаврам пусть закинет нелегкая, те сразу сожрут, не станут долго издеваться.
Ну, и далее по историческим вехам: Вторая мировая война, расцвет репрессий в Советах, ГУЛАГ. Нет, не хочу! Я даже не знаю, какой ветошью там прикинуться, чтобы не забрали. И тут даже не надо последним «самсунгом» размахивать: одного внешнего вида будет достаточно, чтобы стать «врагом народа». Вряд ли такое изнеженное существо как я долго протянет на лесоповале или строительстве канала Москва-Волга.
Какой же временной промежуток из прошлого века выбрать? Мне, пожалуй, никакой не подойдет. После войны Европа в руинах, Советы торжествуют и продолжают строить светлое будущее. Везде голодно, холодно, шкафы с входом в Нарнию пошли на дрова. В стране очередная волна репрессий и борьба с космополитизмом. Дальше – больше: холодная война, гонка вооружений, Афганистан, перестройка и пустые полки магазинов. Наверняка, я что-то упустила, но это не суть. Нет, в двадцатый век, во времена своего унылого детства и голодной юности не вернусь. Если только с одной целью – передать себе тогдашней привет из прошлого. Похлопать по плечу, приободрить. Рассказать, что все еще будет: и телефоны без дисков, и плоские телевизоры, и ноутбуки. Вопрос только в том, поверю ли я, живущая в прошлом, себе из будущего. Вряд ли: иногда между десятилетиями пролегает такая пропасть, что даже столетия кажутся мгновением.
Вот поэтому-то я и выбрала бы именно стык эпох: великие и страшные потрясения еще только в перспективе. В настоящем же у людей надежды, мечты, открытия. Уже совершен прорыв в научно-технической сфере, но еще не изобрели водородную бомбу и не расщепили атом. Еще бегают по улицам городов пролетки и экипажи на конной тяге, но все больше появляется автомобилей. Ученые вскрыли египетские гробницы, и перестали бояться гонений со стороны церкви. Женщины смело отказываются от корсетов, коротко стригутся, курят папироски, борются за свои права. Мужчины следят за внешним видом, но еще остаются мужиками. Мир пребывает в состоянии гармонии, которая скоро будет нарушена. Эх, остановиться бы человечеству на этом этапе, притормозить, оглядеться, подумать! Вот если бы мне довелось попасть туда, я обязательно бы попыталась что-нибудь предпринять! Рассказать, чем обернется неуемная жажда знаний, открытий и преобразований.
Предупредить, и сразу домой, в свое время. Интересно, каким бы оно стало, а то вдруг только хуже сделаю…