23.11.2024

Здесь чудью пахнет

В недрах Саранской горы историки изучают древний пещерный город, который, судя по всему, и породил легенды о таинственном «подземном народе».

артефакт

Существует множество легенд о подземных городах, в которых люди по той или иной причине укрывались от белого света. Самое известное предание в этом ряду — о Китеж-граде, ушедшем то ли под землю, то ли под воду прямо на глазах хана Батыя. А еще русские историки давно спорят о таинственном народе, называемом чудью, якобы проживавшем до XIV века где-то то ли на Урале, то ли в Прииртышье. В «Сибирских летописях» говорится, будто чудь обитала под землей, только периодически выходя на поверхность. Было это или не было, точно сказать не представляется возможным за неимением материальных доказательств. Подземные поселения как таковые в прин­ципе науке известны — это различные пещерные комплексы и города, но возникали они в основном в районах с благоприятным климатом — в Центральной Азии, на Ближнем Востоке или в Средиземноморье, то есть далеко от наших рубежей. Однако и в центральной части России, как оказывается, есть уникальный подземный город, исследования которого впервые дали в руки историков уникальный материал. Он свидетельствует о былом существовании некой социальной группы, возможно, весьма многочисленной, которая предпочла вести подземный образ жизни. А вдруг это частичка того самого народа, что некогда назывался чудью? Корреспонденты «Итогов» отправились исследовать подземелья.

артефакт

На горе и под горой

На границе Пензенской области и Мордовии, в окрестностях городка Наровчат, который от Москвы отделяют полтысячи километров, возвышается Саранская гора. Гора как гора. На первый взгляд ничего особенного. Очень сложно поверить, что некогда внутри нее жили люди. Однако это так. Краеведам точно известно, что в подземных полостях в XVIII веке осели отшельники из расположенного неподалеку Троице-Сканового мужского монастыря. В поисках уединения монахи жили здесь вплоть до 1933 года.

артефакт

Известно, что послушники практически не проводили никаких работ под землей, а пользовались тем, что уже было кем-то создано до них. Но кем? Природой? Не исключено. Гора состоит из мергеля — неплотной породы, и подземные воды за тысячи лет запросто могли промыть многочисленные ходы. А быть может, потрудилась здесь не только природа, но и человек, обработавший стены и своды образовавшихся залов и коридоров?

артефакт

Еще в начале 80-х годов прошлого века подземные сооружения привлекли внимание археолога Анны Алиховой. Исследовав пещеры и ее окрестности, она пришла к мнению, что внутри Саранской горы располагался некий населенный пункт. Краевед Владимир Поляков, увлеченный сегодня этой темой, знакомит нас с местностью: «Холмы вокруг были, по-видимому, частью крепостного вала. Он опоясывал гору, что делало подземный город недоступным для кочевников, совершавших свои набеги. Это классический, с точки зрения археологов, вариант защитного вала. Под ним расположена вторая линия обороны — ров, который в моменты опасности заполнялся водой. Со стороны оврагов с севера и юга ров оканчивался искусственными насыпями, не позволявшими воде уходить. А на месте нынешней дороги при подъезде к горе, вероятно, располагался подъемный мост».

артефакт

Под горой протекает река Ошля, название которой переводится на русский язык с мордовского как… «городская река». Причем имя свое она получила очень давно. По крайней мере о ней есть записи, сохранившиеся со времен татаро-монгольского ига, стан татар с 1237 года находился неподалеку, всего в 4,5 километра от горы. «Других причин назвать речку городской, кроме того, что рядом среди непроходимых болот и лесов было крупное поселение, я не вижу», — говорит Владимир Поляков.

Исследователь полагает, что в пещерах располагался многолюдный город. На большое количество населения указывают результаты раскопок. Поляков, лично принимавший в них участие, показывает нам найденные у подножия горы ремесленные слободки, остатки кухни и прочих надземных строений. Вход в подземную часть расположен на вершине горы. Считается, что ходы в пещерах делятся на три яруса, по которым можно вполне свободно пройти. Есть якобы еще и четвертый, но сейчас проход к нему заблокирован. «Протяженность исследованных ходов к настоящему моменту составляет 670 метров, — говорит Владимир Поляков. — Многие ходы завалены и до сих пор толком не изучены. Вполне может быть, что пещеры распространяются на большей площади, нежели предполагается».

Однако говорят, что в начале ХХ века на четвертый ярус спускались люди и сохранились их воспоминания о подземном озере, окруженном каменными скамейками. Подземное озеро будто бы никогда не пересыхало. И воду из него жители города использовали как для бытовых нужд, так и для заполнения оборонительного рва. Рядом со скамейками якобы стояли нефритовые статуэтки. Одна из этих статуэток попала в руки местного краеведа Маргариты Любчиной.

Спелеологам и археологам удалось найти в подземном городе удивительные вещи. Например, на самом нижнем, третьем ярусе, расчистив завал, исследователи обнаружили довольно просторное помещение. В нем находилось множество непонятных колб с неизвестными веществами. Такое ощущение, будто здесь располагалось некое подобие аптеки. Исследовав странные жидкости, ученые так до конца и не выяснили их свойств и предположили, что это были неизвестные сегодня лекарства. Здесь же нашли в пузырьках стойкие краски и ампулы с благовониями. Одну из ампул случайно разбили на поверхности горы, после чего над поляной еще долго витал устойчивый приятный аромат.

В пещерах на каждом ярусе расположены жилые помещения, напоминающие кельи. В небольших комнатушках обустроены каменные лежанки. Спальные места есть и в самих проходах — это выступы в стенах. На них с легкостью мог уместиться человек.

На втором ярусе в породе выдолблено еще одно большое помещение. Его предназначение понять пока не удалось. Предположительно, в нем устраивали собрания городского населения.

Сотрудник Наровчатского музея-заповедника Наталья Сивцова рассказала «Итогам», что в пещерах имелся еще один уровень ходов. Его размеры не позволяли проходить по нему людям, и скорее всего он служил для вентиляции. Вероятно, отчасти проходы выводили и дым от печей, где готовилась пища, и обогревающих костров. Все-таки под землей держится довольно некомфортная температура — от 7 до 10 градусов в зависимости от яруса. Тем не менее воздух в пещере чистейший — в другом не стали бы жить летучие мыши, в обилии заселяющие здешние подземные ходы.

Питание пещерные жители, естественно, добывали на поверхности. Вероятно, на их столы попадали мед с пасеки, находившейся у подножия горы, и плоды деревьев, растущих на склонах. Гору покрывали богатые сады. Причем плодовые культуры были высажены не случайно. Во-первых, они не такие густые, как обычный лес, что позволяло свободно наблюдать за окрестностями и вовремя узнавать о приближающихся кочевниках. Во-вторых, в отличие от лиственничных и хвойных деревьев садовые культуры не пускают свои корни глубоко в землю и не способны разрушить каменные своды пещер.

Как и любое общество, население подземного города делилось на сословия. О социальной неоднородности жителей может свидетельствовать то, что жилые помещения оборудованы с различной степенью комфорта. В некоторых из них были даже туалеты. Кроме того, существовала здесь и своеобразная система подслушивания: стены пронизывают тонкие керамические трубки. Они позволяют на весьма далеком расстоянии услышать разговор, произносимый даже шепотом.

О том, сколько просуществовал подземный город, можно только строить предположения. У Владимира Полякова две версии. Согласно первой город был основан в середине первого тысячелетия. На это указывают найденные под землей предметы, свидетельствующие о связях с Парфянским царством. Предполагается даже, парфянцы после его падения их государст­венности в 224 году в поисках приюта пришли именно сюда и прорыли пещеры, которые стали центром хорошо укрепленного подземного города. На связи города с древним восточным государством указывает и недавно найденный здесь наконечник скифской стрелы. А ведь скифы были ираноязычными кочевниками.

Есть и другая версия. Возможно, это был встречающийся в легендах город под названием Саван, жителями которого являлись буртасы — племя, этнический состав которого до сих пор точно не установлен. По одной из версий они были потомками ираноязычных сарматов. Как знать, может быть, именно этих людей, пришедших с Востока, и прозвали тем самым словом «чудь» за чудесное знание секретов обустройства пещер под землей, в которых было удобнее всего прятаться от врагов. Народам, жившим в то время по соседству, действительно могло показаться необычным и чудным свойство людей то уходить надолго под землю, то вновь возвращаться на свет.

Вообще буртасы впервые упоминаются арабскими авторами в Х веке, и потому город был, возможно, построен в X-XI веках. А закат его, по всей вероятности, наступил в XIV веке. Это значит, что окруженный непроходимыми болотами он существовал более сотни лет после того, как эту местность заняли монголо-татарские племена под предводительством хана Узбека. Тогда возникает еще одно совпадение: в легенде о Китеж-граде люди уходили под землю на глазах татаро-монгольского войска. В исторических документах краеведы нашли также информацию о том, что в XIV веке город был все-таки взят кочевниками и они отрезали у всех плененных и убитых правые уши. Таких набралось порядка четырех тысяч.

Возможно, дальнейшее изучение таинственного подземного города позволит археологам прочитать неизвестные страницы его истории.

Loading

Добавить комментарий

Войти с помощью: