Каждый педагог в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» обучающихся. Поведение таких ребят вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей.
Психологи такое поведение называют «девиантным». Девиантное поведение включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения.
- Делинквентное поведение — направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребенка на грани закона.
- Аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость, посещение онлайн казино).
- Скрытые формы неблагополучия ребенка — пассивное поведение, повышенная тревожность. К сожалению, такие учащиеся часто не попадают в поле внимания педагогов, хотя и нуждаются в особом педагогическом подходе.
Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание, и наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействия в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения ребёнка. Поэтому Ю. А. Клейберг, Т. Р. Алимханова выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.
Одним из биологических отрицательных факторов является наследственность. Она может проявляться в следующих вариантах:
1. Наследование умственной недостаточности, которая характеризуется в преобладании предметно-конкретного мышления, невозможности полного осмысления различных жизненных ситуаций, недостаточной критической оценки своих поступков, что часто приводит молодежь к социальной дезадаптации.
2. Наследование аномальных черт характера, которые приводят к развитию личности, часто неспособной в полной мере регулировать свое поведение в обществе, особенно в неблагоприятных, кризисных ситуациях.
3. Наследственность, обусловленная алкоголизмом родителей. Этот фактор проявляется в недостаточности защитно-охранительных механизмов деятельности головного мозга и обнаруживается в самых разнообразных формах нервно-психической патологии (умственной недостаточности, нарушения формирования характера и др.).
Наряду с влиянием наследственности, существенное значение имеет и биологическая неполноценность нервных клеток мозга, обусловленная такими неблагоприятными факторами, как тяжелые заболевания в первые годы жизни и травмы головного мозга, которые приводят к своеобразным особенностям темперамента и проявляются в эмоциональной неустойчивости подростков, в слабости защитных и приспособительных механизмов.
Наиболее распространенными негативными реакциями социального фактора являются:
- Реакции активного протеста, возникающие в кризисных для молодого человека ситуациях, проявляются в виде агрессивного поведения, грубости, непослушания, имеют четкую направленность против определенных лиц, создавших конфликтную ситуацию;
- Реакции пассивного протеста, обусловленные стремлением избавиться от трудной ситуации, всегда сопровождаются чувством обиды, утратой прежнего эмоционального контакта и проявляются в виде уходов из дома, бродяжничества, отказов от приемов пищи, отказов от речевого общения;
- Реакции отказа, связанные с чувством отчаяния, проявляются в активном уклонении от контактов с окружающими, отказом от привычных желаний и увлечений, страхом перед всем новым;
- Реакции имитации — подражания формам поведения окружающих, которые пользуются авторитетом у молодежи и могут играть отрицательную роль, если имитируется асоциальный лидер или неприемлемые для нашего общества модели поведения (например, не лучшие образцы массовой культуры);
- Реакции компенсации и гиперкомпенсации (сверхкомпенсации) — обычно маскируют ту или иную слабую сторону личности, а также играют роль защитных личностных реакций; подчас принимают карикатурный, утрированный характер (в основе многих безрассудных поступков лежит стремление показать свое «бесстрашие» окружающим);
- Реакции эмансипации — повышенное стремление к независимости, самоутверждению (отражается в определенном отрицании социального положительного опыта старшего поколения и в переоценке значения своих жизненных наблюдений);
- Реакции увлечения — тесно связаны с влечениями, наклонностями и интересами личности и проявляются в удовлетворении каких-либо потребностей (увлечения, сопровождающиеся пустым бессодержательным времяпрепровождением на улице; увлечения связанные с азартными играми; эгоцентрические увлечения, проявляющиеся в стремлении быть в центре внимания любой ценой);
- Реакции группирования — составляют важнейшую черту подростков и проявляются в стремлении образовать неформальные группы сверстников, обычно отличающиеся определенной стойкостью (в большей мере склонны к объединению в группы педагогически запушенные, безнадзорные подростки);
- Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным чувствам, — связаны с повышенным половым влечением и разнообразными формами его удовлетворения.
Одной из основных причин девиантного поведения молодежи является неправильное воспитание в семье.
За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания, которые являются ведущими, непосредственными факторами формирования личности каждого из них.
К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения относятся:
- неполная семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых детей воспитывают бабушка или дедушка;
- конфликтная семья, в которой существует напряженность взаимоотношений между родителями, отсутствует взаимопонимание и имеются выраженные расхождения во взглядах, установках, в которой мир и согласие держатся на временных компромиссах и в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой остротой;
- «асоциальная семья» — преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом;
формальная семья — отсутствует общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи; семейные обязанности выполняются формально, часто родители находятся на грани расторжения брака, которому мешают материальные и жилищно-бытовые соображения; - «алкогольная семья» — основные интересы членов семьи определяются употреблением спиртных напитков;
- семья, в которой имеются душевнобольные родители; в таких случаях не создаются условия для полноценного развития личности подростка.
Самая сложная задача педагога и родителя — найти ключик к пониманию молодого человека с девиантным поведением, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых он захотел бы сам изменить свое поведение.
Автор: Николаева С.И., преподаватель Чебоксарский механико-технологический техникум Минобразования Чувашии