Транспорт как основа национальной экономической безопасности

Одной из центральных проблем по экономической безопасности, которая возникает на основе изучения научно-исследовательской литературы и реальной практики, является признание и оценка того вклада, который вносится транспортом в национальную экономическую безопасность России. Отсюда вытекает необходимость осторожности при составлении общих заключений об экономических последствиях государственных инвестиций в инфраструктуру всего наземного транспорта [1].

Исторически сложилось так, что усовершенствованные транспортные технологии и транспортные сети, влияя на транспортные издержки, доступность и возможность подключения, были основными факторами, поддерживающими экономический рост и открывшими ранее изолированные районы для проживания людей, а также и экономической деятельности. Но для такой страны, как Россия, с хорошо развитой транспортной системой в центре её европейской части и слабо развитой на окраинах страны, относительная прибыль от дальнейших транспортных инвестиций, вероятно, будет намного меньше, чем в предыдущие годы, особенно в связи с последним вяло протекающим, но всё же серьезным кризисом. Государству необходимо осуществлять меры антикризисного регулирования на макроуровне экономики и делать это не только как уже имеющих место кризисных явлений, но и на предмет их профилактики. Помимо этого, часть мер государственного регулирования экономики носит сугубо антикризисный характер, имея ввиду как недопущение возникновения конкретных кризисных явлений, вызывающих потенциально, так и преодоление уже возникших кризисных ситуаций.

С региональной точки зрения, ключевой вопрос здесь заключается в том, могут ли транспортные инвестиции стать эффективным катализатором дальнейшего экономического роста. Развитие транспортной инфраструктуры и безопасности теоретически может послужить таким «катализатором роста», в отсутствие других факторов, способных поддержать экономический рост в регионе. Действительно, железнодорожный транспорт может быть двусторонним потоком из товаров и услуг, с одной стороны, и из денежных средств, с другой стороны, тем более, если подвергнуть относительно отдаленные местности большей конкуренции за «импорт» товаров и услуг, производимых в других местах, и усилить давление для перемещения рабочей силы из этого района [2].

Разрешение экономических проблем железнодорожных компаний в условиях нестабильной финансовой ситуации и развития конкуренции может быть связано с той ролью центрального правительства в транспортной системе, которая осуществляется совместно с местной властью (в том числе регионального) правительства, частного сектора и самих непосредственных пользователей транспорта. Роли и задачи центрального правительства включают в себя: определение политики и нормативной базы для транспортной системы; ответственность за транспортную организацию; обеспечение ключевой инфраструктуры (в том числе государственных автомобильных дорог и железнодорожной сети); содействие расходам на транспортную инфраструктуру и услуги, предоставляемые другими, в том числе общественным транспортом и местными железными дорогами [3].

В некоторых странах мира правительства сами являются собственниками и операторами транспортных услуг, в целях, например, прямого предоставления услуг автомобильных и железнодорожных грузовых перевозок, автобусных и железнодорожных пассажирских перевозок (
источник данных). Равно как и в большинстве других развитых стран, сама дорожная и железнодорожная сеть в России принадлежит исключительно государству.

В настоящее время, учитывая экономические особенности необходимости обеспечения единства дорожного движения (включая само это общественное благо и услуги естественных монополий, например, ОАО «РЖД»), существует сильное экономическое обоснование поддержки государственной собственности на дорожную и железнодорожную сеть в противовес частной собственности и др. в нашей стране.

Список использованной литературы:

  1. Ашмаров, И.А. Пирамида безопасности современного общества // Актуальные вопросы развития экономики России. Сб. ст. науч.-практ. конф. Воронеж: Изд-во «Горизонты», 2010. С. 5-8.
  2. Кузнецов, Н.Н. Проблемы экономической безопасности России // Актуальные вопросы развития экономики России. Сб. ст. науч.-практ. конф. Воронеж: Изд-во «Горизонты», 2010. С. 44-48.
  3. Лякин, А.Н., Лякина, М.А. Работа железнодорожной компании в условиях нестабильной экономической конъюнктуры // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2012. № 4 (33). С. 192-198.

Автор: АНДРЕЕВА А.С. (РУТ (МИИТ)

просмотров всего 187 , просмотров сегодня 1 

Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: