23.11.2024

Белокурые Сихиртя — пропавший народ Арктики

Как известно, русичи осваивая территории Севера,называли местное население собирательным именем ЧУДЬ. Однако отдельно выделяя ЧУДЬ БЕЛОГЛАЗУЮ которая занималась в горах добычей золота и серебра, и долгое время спустя древние рудники в Сибири, где добывали золото, серебро и медь, в народе называли чудскими копями.Да и сами финно-угорские народы, в частности коми-пермяки, рассказывают предания о чуди, называя чудь другим народом.

Сказания Приуралья указывают чудские крепости, городища, могилы. Всё это скорее всего и относится к остаткам загадочного, и как бы ушедшему под землю, народу Сихиртя.

артефакты

Сихиртя, как известно, древнее аборигенное население Арктики, населявшее огромные пространства от Кольского до Гыданского полуострова, которых ненцы еще называли сииртя. Внешне они были белокурые, светлоглазые, только очень маленького роста(Сама возможность существования маленьких людей не должна вызывать удивления — это явление достаточно хорошо известно.Малорослость, называемые в биологии научным термином нанизм. По современным представлениям, нанизм представляет собой адаптацию к различным факторам окружающей среды, в том числе низким температурам и недостатку пищи) носили красивую одежду с металлическими подвесками. У них были белые глаза (вспомним “чудь белоглазую”), говорили слегка заикаясь. Они проживали в больших торфо-дерновых домах, по форме напоминающих сопку, вход в которые был сверху, а не сбоку, как обычно. Поэтому у ненцев, которые впервые увидели сихиртя, сложилось впечатление, что те прячутся, уходят под землю.

ПРЕДАНИЯ

Предания о карликах (ульдрах), обитавших в пещерах или под землей, существовали у всех финских народов, из которых древнейшими обитателями Севера являются лапландцы (саамы, лопь, лопари).

Лапландцы – народ кочевой. Раскинув свое легкое жилище на удобном месте, они иногда могли слышать, как из-под земли до них доносились неясные голоса и звяканье железа. Это служило сигналом: немедленно переносить юрту на новое место – она закрывала вход в подземное жилище ульдров. С карликами – подземными жителями, боявшимися дневного света, но могучими волшебниками, лопари опасались ссориться.

Днем ульдры слепнут от света и поэтому выходят на поверхность ночью. При встрече с ульдром надо держаться с ним как можно осторожней и не делать ничего, что тому может не понравиться, ведь ульдры — могучие волшебники.

артефакты

Легенды о маленьких подземных жителях, умеющих обрабатывать железо и обладающих сверхъестественными способностями, сохранились у всех народов, населяющих Север России. Так, коми, живущие на Печорской низменности, знают о существовании маленьких человечков, творящих чудеса и предсказывающих будущее. Они пришли с севера.

Сначала человечки не умели говорить на языке коми, потом постепенно выучились. Они же научили людей ковать железо. Маленьких человечков здесь называют чудами, <чудь-дез>. Чуды — могучие колдуны, творящие волшебство и предсказывающие будущее.

Колдовство их обладало страшной силой. По их приказанию меркли Солнце и Луна, день превращался в ночь, а ночь — в день.

На побережье Ледовитого океана эстафету легенд коми о карликах принимают ненцы. «Давным-давно, когда наших людей здесь не было, тут жили «сииртя» – маленького роста люди. Когда людей много стало, они насквозь в землю ушли». Так рассказывают о сииртя – странном, мифическом народе, некогда якобы населявшем пространство от Канина Носа до Енисея.

У русских дальним отголоском этих легенд о Сихиртя служит мудрый и добродушный старичоклесовичок русских сказок, помогающий Ивану-Царевичу с помощью волшебного клубка найти дорогу к похищенной Кащеем красавице, дарящий ему шапку-невидимку, а потом вдруг исчезающий под землей.

РЕАЛЬНОСТЬ

Причиной ухода сихиртя под землю называется нашествие ненцев-оленеводов. Вероятно межэтнические конфликты и сыграли свою роль в исчезновении («уходе под землю») сихиртя. Вполне возможно, что между ними заключались браки, случались вооруженные столкновения, шел обмен товарами. Языки ненцев и сихиртя были родственны, что облегчало их эпизодическое общение.

«Учился я тогда в одной школе с ненцами ( в классе из 25 учеников было всего 2-е «русских» — так у нас называли всех, кто имел евроразрезы глаз в области лица. По преданиям, которые я сам слышал, сихиртя продержались среди людей вплоть до начала ХХ-го века. Некоторые из моих одноклассников сами происходили от сихиртя — но почему-то у всех были корни по женской линии (сихиртя были бабушка иди прабабушка, но никогда я не встречал упоминаний о сихиртя-дедушке). Как закономерность, эти ребята и девчата отличались от остальных низкорослостью и округлостью черт лица, особенно приятной у девчонок — такая, знаете ли, кардиоида — т.е. лицо имеет форму сердца. Всё это мной воспринималось как само собой разумеющееся.»

В отличие от современных местных жителей тундры, которые кочуют за оленьими стадами и живут в чумах, древние люди обитали в полуземлянках, площадь которых достигала иногда 150 квадратных метров. Это позволяет предположить, что они вели оседлый образ жизни.
При оседлом образе жизни все хозяйство держалось на охоте, рыболовстве и собирательстве. Основными промысловыми видами был дикий северный олень, бобр, лось. Непременным спутником древних людей была собака.

Селились семьями, которые имели строго ограниченные угодья, и подобная система хозяйствования не способствовала общению между жителями. Семьи были изолированы друг от друга, и первые военные конфликты фиксируются с первого тысячелетия до нашей эры.

Они были охотники и рыболовы. Использовали глиняную и бронзовую посуду, знали как добывать и обрабатывать серебро. При археологических раскопках были найдены остатки металлургического производства. Это свидетельствует о высоком уровне развития культуры по сравнению с другими того периода. Они ничуть не отставали по развитию от европейской цивилизации, хотя жили в жилищах полуземляного типа, дверь устроена на подобии устья печи, это позволяло переносить низкие температуры зимнего периода.

НЕНЦЫ О СИХИРТЯ

«Сихиртя ловили рыбу, охотничали, тем они и жили. Что странно, люди этого племени днем спали. Жизнь закипала у них ночью. А еще говорят, сихиртя обладали сверхъестественной силой. По преданиям, обычные люди, увидевшие сихиртя, вскоре умирали.

В давние годы мои соплеменники находили возле обрывов или осыпавшихся курганов черепки красивой глиняной посуды, бронзовые женские украшения и прочие расписные бытовые изделия.

По одной легенде, мимо высокой сопки ехал аргиш*. А дело было летом. Проезжая мимо сопки, люди решили сделать привал, дать оленям передохнуть. Решили обследовать сопку. Неожиданно возле травяной кочки обнаружили спящую девушку маленького роста. Девушка была очень красива. На ней была одежда, украшенная расписными пуговицами, серебряными бляшками. Возле девушки лежала туча — мешочек для шитья. Такой невиданной красоты пришлые люди никогда не видели. Мешочек был украшен блестящими искрящими на солнце бусами, бисером. Бронзовые ажурные подвески издавали тонкий мелодичный звон. Тут девушка проснулась, резко вскочила на ноги и мигом скрылась в ближних кустах. Только ее и видели. Поиски чудесной незнакомки результатов не дали. Как сквозь землю провалилась. Люди покрутились туда-сюда. Нет её да и всё.

Решили тучу-мешочек с собой прихватить. Тронулись они с места, покатили дальше. К концу дня приехали на место, поставили чумы. А ближе к ночи стал раздаваться женский жалобный крик: «Где моя туча?» «Где моя туча?» Говорят, до утра крик раздавался. Никто не осмелился выйти из чума и отнести куда-нибудь в тундру мешочек для шитья, как вы уже догадались, девушки-сихиртя. Семья, у которой находилась эта красивая сумочка, вскоре умерла. А родственники все равно сохранили эту драгоценную находку. (Говорят, эта туча до сих пор в священной нарте у одного жителя Находкинской тундры).

Как я уже говорила, сихиртя имели сверхъестественную силу. Вот и этот мешочек стал священным атрибутом. Во время болезни человека родственники вешали эту тучу на хорей*, до выздоровления больного.

Мы не знаем, действительно ли жили такие маленькие люди в наших краях. Но из поколения в поколение передаются небольшие легенды о таинственном народе-сихиртя. Возможно, они и жили здесь, коль сохранилась до нас песня под названием «Плач девушки-сихиртя».»

Главным источником, повествующим о сихиртя, являются ненецкие легенды. В них рисуется образ когда-то обитавших в тундрах Западной Сибири и Приуралья людей маленького роста с белыми (светлыми) глазами. Жили они в высоких сопках. Ручкой наружной двери их жилища служил «рог» (бивень) мамонта — я’ хора («земляного оленя»). Одежда сихиртя, особенно женщин, была замечательно красива, она украшалась металлическими предметами, отчего при приближении сихиртя часто слышался звон. Среди ямальских ненцев распространено немало рассказов о встречах с сихиртя, которые дарили людям вещи, сделанные из необыкновенного металла — ковш, нож, наперсток. В некоторых преданиях сихиртя описываются как хранители серебра и золота или как кузнецы, после которых на земле и под землей остаются «железки». Образ «маленьких людей» настолько тесно связан с металлом, что даже их дома-сопки представлялись прикрепленными к вечной мерзлоте железными веревками .

Эти люди занимались промыслом морского зверя в северных широтах и охотой на дикого оленя на огромном пространстве от Енисея до полуострова Канин нос. Если верить сказаниям, то они старались не попадаться на глаза другим людям.

По легендам, сихиртя запрягали в нарты собак, а одежду сшивали нитями из собачьих сухожилий. Иногда они предстают охотниками на морского зверя или дикого оленя. Иногда выглядят рыболовами, применявшими не совсем обычные снасти — например, сети, оснащенные цветными балберами (поплавками) и каменными грузилами .

Чаще всего встречи ненцев с сихиртя происходили именно у рыболовных озер, где они поочередно похищали друг у друга уловы, причем ненцы рыбачили днем, а сихиртя ночью.
В отношении ненцев к сихиртя нет враждебности, в ряде случаев встречи с ними расценивались даже как счастливая примета. Существует немало преданий о женитьбе ненцев на сихиртя, об их взаимопомощи в борьбе с врагами и злыми силами. По другим рассказам, сихиртя могли украсть детей (если те допоздна продолжали игры вне чума), наслать порчу на человека или просто напугать его. Встречаются упоминания военных столкновениях ненцев с сихиртя, при этом последние отличались не столько ратной доблестью, сколько умением неожиданно скрыться и внезапно появиться вновь. Ненцы относили эти умения к шаманским дарованиям сихиртя .

На территории Ямала сохранилось немало ненецких географических названий, связанных с сихиртя: Сихиртя седа – сопка сихиртя, Сиртя яха – река сиртя, Сиртя мя – жилища сиртя и др. Многие из этих мест считаются у ненцев священными. Ненцы предпочитают их обходить стороной, а если оказались там – обязательно задобрить «хозяев» (оставить какую-нибудь вещь, еду), иначе можно не найти дорогу обратно.

С середины 2 тысячелетия н.э. приуральские ненцы (так называемые «каменные самоеды») начинают наращивать оленное поголовье и превращаются из охотников в пастухов. Это дает возможность и даже вынуждает осваивать далекие тундровые пастбища. Отныне прежний эколого-территориальный барьер, отделявший ненцев от арктических промысловиков сихиртя, перестал существовать. Ненцы Полярного Урала, приобской тайги, лесотундры и южной тундры стали кочевниками. Земли сихиртя стали оленеводческими пастбищами. Сами сихиртя отчасти были побеждены в военных столкновениях, отчасти присоединились к ненцам-оленеводам (преимущественно те, кто состоял в брачном свойстве с ненцами), отчасти вынуждены были скрываться — «прятаться в сопки» — особенно в летнее время, когда оленеводы приходили в северные тундры.

Первым шагом в исследовании древностей тундры было открытие и частичные раскопки памятников на Тивтей саля и Хахэн саля В. Н. Чернецовым в 1929 г. Он, побывав на Ямале, не только собрал разнообразные сказания о сихиртя, но и обнаружил памятники древнейшей культуры, оставленные сихиртя.. Им были обнаружены землянки, свидетельствующие об оседлом образе жизни, остатки гончарства и следы интенсивного морского промысла. Согласно опубликованным им преданиям, ненцы, пришедшие на Ямал, встретили там население, обитавшее на побережье в земляных домах и промышлявшее морского зверя. Это и были сихиртя, не знавшие оленеводства, с которыми ненцам приходилось воевать, а иногда и вступать в браки. В. Н. Чернецов дважды опубликовал важный археологический материал из землянок на мысе Тиутей-сале при слиянии рек Сер-яха и Тиутей-яха ,который он датировал VI—IX вв. и не без оснований приписывал сихиртя .

Важнейшим открытием стали находки в 1935 г. «Усть-Полуя». Понятие «усть-полуйская культура» вошло во все хрестоматии по археологии, в этом прежде всего заслуга Чернецова, который просмотрел и проанализировал все 12000 находок. «Гвоздем» поискового сезона были раскопанные остатки крупной бронзолитейной мастерской. На земную поверхность были извлечены формы, модельки, много литейного брака — все это свидетельствовало о высоком уровне металлургического производства у устьполуйцев. А резные вещи с изображением животных и птиц, обнаруженные в жертвеннике на Ангальском мысу.

В общей сложности на территории полуострова обнаружено уже более 70 древних поселений, стоянок, святилищ.

Точными данными о внешнем виде первых людей наука не располагает. К сожалению, в здешних кислых почвах органика (кости, дерево) быстро разлагается и доходит до нас только в обуглившемся виде. Как правило, это лишь незначительные фрагменты.

Loading

Добавить комментарий

Войти с помощью: